Cтраница 2
Причиной, по которой представление знаний фреймами выглядит достаточно точным, является возможность более полного описания процесса мышления человека посредством определения крупной и структурированной основной единицы представления знаний и более тесной связи знаний, основанных на фактах, и процедурных знаний. Тем не менее, как было отмечено ее автором, теорию фреймов следует скорее отнести к теории постановки задач, чем к результативной теории. Можно считать, что она существенно повышает уровень и детализирует механизм памяти человека, выводов, понимания и обучениях В группе из 34 испытуемых не было получено ни одного совпадающего НКС и соответственно все структуры существенно отличались. [16]
Когда речь шла о различных А и В в ядрах продукций, то практически было показано, что в такой форме можно представлять как декларативные знания, так и процедурные; хотя сама форма продукций весьма удобна для задания именно процедурных знаний. [17]
Знания другого типа, которые обычно называют декларативными, хранили в себе информацию о том, над чем надо выполнять эти действия. Процедурное знание формировало обращение к декларативному знанию, воплощенному на первом этапе развития программирования в пассивно лежащие в памяти машины данные. [18]
Декларативное знание относится к знанию теоретического типа и предполагает умение объяснить, почему что-либо происходит. Процедурное знание является практическим знанием и означает какие-либо умения, навыки. Например, можно хорошо ездить на велосипеде, но не уметь научить кого-либо и не знать устройства велосипеда. Казалось бы, декларативное знание предполагает и владение практическими навыками. То, что это далеко не всегда верно, следует из примера, который любят приводить американские когнитологи: прекрасные профессора экономики, начав практическую деятельность на рынке, моментально разоряются и, наоборот, преуспевающие бизнесмены, пытаясь передать свой опыт молодежи, не могут внятно прочитать ни одной лекции. [19]
Дальнейшее развитие двух типов информационных программных систем - ЭС и СППР - непосредственно связано с интеграцией и взаимообогащением методов их реализации. Появление возможности обработки процедурных знаний в гибридных ЭС и, с другой стороны, введение базы знаний в СППР указывают на их сближение и возможность создания систем, позволяющих использовать различные типы знаний при решении тех или иных задач, объединять на общей концептуальной основе подходы, характерные для исследований в области принятия решений, оптимального управления, извлечения и представления знаний, компьютерной логики, естественно, языкового общения. [20]
В связи с непрерывным развитием теории и практики программирования программы и данные, с которыми эти программы работали, были отделены друг от друга. В программе было сосредоточено процедурное знание. [21]
Присоединенная процедура запускается по сообщению, переданному из другого фрейма. Демоны и присоединенные процедуры являются процедурными знаниями, объединенными вместе с декларативными в единую систему. Эти процедурные знания являются средствами управления выводом во фреймовых системах, причем с их помощью можно реализовать любой механизм вывода. Представление таких знаний и заполнение ими интеллектуальных систем - весьма нелегкое дело, которое требует дополнительных затрат труда и времени разработчиков ИИС. Поэтому проектирование фреймовых систем выполняется, как правило, специалистами, имеющими высокий уровень квалификации в области искусственного интеллекта. [22]
Исследования по методам представления знаний на основе канонических исчислений Поста были начаты автором в 1978 году. Вскоре было замечено, что представление процедурных знаний в канонических исчислениях требует введения интуитивно очевидного понятия исключение из правила, которое позволяет естественным образом наделить систему представления знаний чувством уместности действий. Так возникла К-система, причем первоначально семантика исключений рассматривалась исключительно на интуитивном уровне. Более того, предполагалось, что К-система - это всего лишь некоторая тривиальная модификация канонического исчисления Поста. [23]
Экспертная система НЕАТЕХ, разработанная в Питсбургском университете [90], предназначена для синтеза оптимальной ТС, входящей в СР со связанными тепловыми потоками. В этой системе реализованы модели представления декларативных и процедурных знаний, предусмотрена числовая оценка сгенерированных решений. Первоначально ЭС генерирует исходную ТС, которая затем, в диалоговом режиме, модифицируется ЛПР и количественно оценивается с помощью цифрового моделирования. Система является демонстрационным прототипом; объем БЗ - 115 ПП. [24]
Способ представления знаний определен выше ( см. § 3.1) как внутренний ( машинный) язык системы общения, используемый ею для представления фактов. Однако систем, имеющих только декларативное или только процедурное знание, не существует. [25]
Несмотря на то, что продукционные правила обеспечивают достаточную гибкость для описания реакций системы на изменения окружающего мира, в некоторых случаях, когда нам необходимо выполнить жесткую последовательность действий ( например, запуск или остановку комплекса оборудования), более предпочтительным является процедурный подход. Язык программирования, используемый в G2 для представления процедурных знаний, является достаточно близким родственником Паскаля. Кроме стандартных управляющих конструкций язык расширен элементами, учитывающими работу процедуры в реальном времени: ожиданием наступления событий; разрешением другим задачам прерывать выполнение данной процедуры, директивами, задающими последовательное или параллельное выполнение операторов. Еще одна интересная особенность языка - итераторы, позволяющие организовать цикл над множеством экземпляров класса. Перечисленные свойства языка позволяют системе одновременно выполнять множество различных процедур или множество копий одной и той же процедуры для множества различных объектов. [26]
Несмотря на то, что продукционные правила обеспечивают достаточную гибкость для описания реакций системы на изменения окружающего мира, в некоторых случаях, когда необходимо выполнить жесткую последовательность действий ( например, запуск или остановку комплекса оборудования), более предпочтительным является процедурный подход. Язык программирования, используемый в G2 для представления процедурных знаний, является достаточно близким родственником Паскаля. Еще одна интересная особенность языка - итераторы, позволяющие организовать цикл над множеством экземпляров класса. Перечисленные свойства языка позволяют системе одновременно выполнять множество различных процедур или множество копий одной и той же процедуры для множества различных объектов. [27]
В системе KRITON [ Diderich, Ruchman, May, 1987 ] анализ текста используется для выявления хорошо структурированных знаний из книг, документов, описаний, инструкций. Основанный на контент-анализе метод протокольного анализа используется для выявления процедурных знаний. Он осуществляется в пять шагов. [28]
Отсутствие факта срабатывания какого-либо правила диагностики или процедуры означает нормальное функционирование ТОУ. В случае аномального развития ситуации решатель заполняет ( за счет срабатывания процедурных знаний) значения характеристик, двигаясь по связям в сети фреймов. При определении значения характеристики в первую очередь используются процедуры, а при их отсутствии - правила. При отсутствии правил и процедур значение характеристики определяет оператор-технолог. Вычисление значений осуществляется до момента нахождения характеристики с правилом управления ТОУ, действующим в данной ситуации. [29]
Но определенными характеристиками должны обладать все инструментальные средства. К ним относятся, например, язык представления высокого уровня для выражения процедурных знаний. Отсутствие такого языка существенно замедляет процесс разработки систем и делает трудным последующее их совершенствование пользователем. Такой язык должен быть наглядным и простым для использования; эксперты-прикладники должны быть в состоянии читать и понимать правила после непродолжительной тренировки или вообще без нее, а специалисты в области вычислительной техники должны уметь информировать или создавать правила после предельно простого обучения. И задача перевода сырых знаний, сформулированных экспертом, на язык представления должна быть достаточно простой, чтобы ее мог решать прикладной эксперт, обученный использованию этого языка. [30]