Cтраница 1
Стратегические знания - это знания о том, как выбрать порядок применения методов или выбора подцелей, который минимизировал бы объем работы, необходимый для поиска в пространстве решений. Например, правило, которое гласит, что пациент, склонный к определенной патологии ( например, алкоголик), может с большей вероятностью иметь необычную этиологию, должно побудить эксперта первым делом обратить внимание на менее обычные причины заражения. Такие знания обычно используются в сочетании со структурными знаниями. Например, такая эвристика может быть связана скорее с бактериальным менингитом, чем с вирусным. [1]
Стратегические знания отделены от собственно медицинских и представлены в виде метаправил. [2]
Такие стратегические знания используются для выработки суждения о текущем состоянии проблемы и принятия решения о том, располагает ли система в данном случае достаточными знаниями. Кроме того, наличие таких знаний упрощает программу обучения, которая может обращаться к структурам на метауровне экспертной системы. [3]
Дэвис [1982] предложил представлять стратегические знания с помощью метаправил, которые упорядочивают и очищают методы. Эти метаправила должны рассматриваться до объектных правил. Пример метаправила MYCIN приведен в табл. 7.3. Это правило указывает на то, что одни цели будут преследоваться до других, что приведет и к изменению порядка вопросов, заданных пользователю в ходе работы системы. Недостаток подобных правил с точки зрения объяснений состоит в следующем: 1) они не имеют специфических для рассматриваемой области знаний, поддерживающих эти правила; 2) они не содержат не зависящих от области принципов, которым следует научить студентов. [4]
Знания по типу приобретения можно разделить на стратегические и фактические. Стратегические знания определяют стратегию действия системы при решении задач в данной области. К фактическим знаниям относятся правила, понятия эвристики, отношения и взаимосвязи. [5]
И именно стратегические знания, их эффективное представление в памяти компьютера, чтобы оперативно использовать их для решения поставленных задач, и является предметом забот при создании интеллектуальных компьютерных систем и одной из злободневных проблем компьютерного интеллекта. [6]
Основная идея, п & ложенная в основу системы CENTAUR, состоит в том, что фреймо-подобные структуры обеспечивают явное представление предметной области, которое может быть использовано для формирования суждений с помощью порождающих правил. Такое описание тфедметнбй Области позволяет разделить стратегические знания о том ] как управлять процессом формирования суждений, и ситуационные знания о том, какой вывод можно сделать из имеющегося набора фактов. [7]
В то время как фактические знания отражают то, что является истинным в предметной области, стратегические знания, или, другими словами, знания об управлении, отражают стратегии решения задач в данной области. Во многих предметных областях для экспертов оказывается более трудным разъяснить свои стратегические знания, чем фактические. Именно поэтому автоматические методы приобретения знаний об управлении могут оказаться особенно полезными. [8]
Система MINERVA обеспечивает ODYSSEUS базой знаний и методом решения проблем и разработана специально для поддержки метода обучения EBL. Одно из главных отличий системы MINERVA от EMYCIN состоит в том, что в ней представлены не только знания о предметной области, но и стратегические знания, отражающие способ мышления практикующего врача. [9]
В терминах этих типов знаний объяснить - это значит: 1) определить стратегию получения результата, т.е. описать план его получения ( не только конкретный, но и абстрактный); 2) соотнести каждое правило, использованное при получении результата, с обобщенной моделью процесса и с иерархией понятий предметной области ( стратегические знания); 3) обосновать каждое правило, использованное при получении результата ( поддерживающие знания), т.е. явно задать его содержание, определив роль предложений предпосылки и обосновав переход от предпосылки к заключению. [10]
В то время как фактические знания отражают то, что является истинным в предметной области, стратегические знания, или, другими словами, знания об управлении, отражают стратегии решения задач в данной области. Во многих предметных областях для экспертов оказывается более трудным разъяснить свои стратегические знания, чем фактические. Именно поэтому автоматические методы приобретения знаний об управлении могут оказаться особенно полезными. [11]
Знания, приобретаемые системами, можно разделить на фактические и стратегические ( кзм. Под фактическими знаниями будем понимать некоторые когнитивные элементы, истинные в данной предметной области. Стратегические знания - это знания об управлении, отражающие стратегию решения задач в данной области. Примерами таких систем служат ESDE / VM и ROGET. В системе ESDE / VM имеется специальным язык для инженера по знаниям, на котором он задает тип управляющей стратегии. В системе ROGET стратегические знания приобретаются косвенным путем - за счет приобретения знаний об иерархии подзадач. [12]
Чтобы максимизировать преимущества автоматического приобретения знаний, следует сделать упор на приобретение тех типов знаний, которые трудно приобретать ручным способом, но для которых возможна разработка автоматических методов. Целесообразно рассмотреть те области, в которых приобретение знаний вручную ограничено умственными возможностями человека. К примеру, химик нашел бы более простым сформулировать относящееся к фактической стороне дела правило о масс-спектроскопии ( скажем, тот факт, что двойные связи редко разрываются в масс-спектрометре), чем объяснить, когда и как использовать эти знания для определения структуры. Представляется, что существуют по крайней мере две причины такого различия: ( 1) эксперты в меньшей степени осознают стратегии получения решения в своей области, чем фактические знания; ( 2) для того, чтобы выразить стратегические знания, которые будут полезными в конкретной экспертной системе, необходимо во всех подробностях понимать используемый для решения задач механизм и знания об управлении, реализованные в системе. По мере того, как сложность экспертных систем продолжает расти, вторая из этих причин становится особенно значимой: эксперты находят очень трудным иметь дело с бездной подробностей, связанных с пониманием последствий даже небольшого изменения в стратегических знаниях. Следовательно, в силу того, что ручные методы приобретения стратегических знаний наталкиваются на пределы человеческих возможностей, автоматические методы приобретения стратегических знаний будут особенно важны для дальнейшего развития экспертных систем. [13]
Знания, приобретаемые системами, можно разделить на фактические и стратегические ( кзм. Под фактическими знаниями будем понимать некоторые когнитивные элементы, истинные в данной предметной области. Стратегические знания - это знания об управлении, отражающие стратегию решения задач в данной области. Примерами таких систем служат ESDE / VM и ROGET. В системе ESDE / VM имеется специальным язык для инженера по знаниям, на котором он задает тип управляющей стратегии. В системе ROGET стратегические знания приобретаются косвенным путем - за счет приобретения знаний об иерархии подзадач. [14]