Cтраница 3
Эти выводы впервые были сформулированы, научно обоснованы основоположниками диалектического материализма К. Маркс критикует весь предшествующий материализм, включая и фейербаховский, за то, что он не понимает значения революционной практически-критической деятельности. Теория познания, не включающая в качестве существенной составной части познания практическую деятельность человека, остается созерцательной, ее главный недостаток в том, что предмет, действительность берется лишь в форме объекта, или в форме созерцания. Человек же познает действительность, практически изменяя ее. [31]
В статье детально освещен ранний период истории органического синтеза ( до возникновения теории химического строения Бутлерова) на фоне общей истории органической химии. Выявлены основные направления его развития и качественные изменения синтеза в связи с изменением задач, для решения которых он использовался. Автор оценивает роль синтеза в процессе создания первых теорий органической химии, а также рассматривает вопрос о значении деятельности отдельных ученых в разработке основ органического синтеза. [32]
Однако попытки Оуэна осуществить свои идеи на практике потерпели неудачу. Оценивая значение деятельности Оуэна для английского рабочего движения в XIX в. Энгельс писал: Все общественные движения, которые происходили в Англии в интересах рабочего класса, и все их действительные достижения связаны с именем Оуэна ( Анти-Дюринг, 1957, стр. [33]
Под воздействием научно-технической революции значительные перемены происходят в отраслевой структуре мирового хозяйства. Наиболее быстрыми темпами развивается сфера обращения и услуг. Преимущественное развитие получают те отрасли сферы услуг, которые связаны с научно-техническим прогрессом: наука, образование, здравоохранение, информационный комплекс, услуги бизнесу ( компьютерные, консультационные, по маркетингу, менеджменту, юридические, инженерно-строительные, реклама и др.. Возрастает значение деятельности финансовых, кредитных, страховых учреждений. [34]
Да, эта поправка действи -; тельно имеет по своему содержанию программный характер. Надо было только прибавить: программный-характер, абсолютно общепризнанный во всей нашей партии. Троцкого тоже подходят к этому вопросу, но разрешают его неправильно. Троцкого относительно хозяйственно-педагогического значения деятельности Советского государства в сельском хозяйстве крайне опасна. Ни один из нас не может взять ответственность за предложение такой резолюции партийному съезду. Ошибка вопиющайГ ошибка идущая вразрез с традициями большевизма - ошибка, чреватая громадными последствиями. Троцкий поступил бы гораздо правильнее, если бы принял поправку, которая улучшает его тезисы в кардинальном вопросе и поправляет его ошибку. [35]
Главный недостаток всего предшествующего материализма - включая и фейербаховский - заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, монечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой. Фейербах хочет иметь дело с чувственными объектами, действительно отличными от мысленных объектов, но самое человеческую деятельность он берет не как предметную деятельность. Он не понимает поэтому значения революционной, практически-критической деятельности. [36]
Особая заслуга в области педагогики принадлежит А. С. Макаренко, объединившему научно-теоретические и эстетико-художественные методы анализа педагогических процессов и освещения состояния педагогического дела. Он мастерски продемонстрировал единство научно-теоретического и эстетического анализа педагогических явлений как методологический принцип педагогики. Тайна его личности и его огромной по значению деятельности заключается, вероятно, в том, что он в одинаковой степени был практиком, теоретиком и художником Свои многочисленные глубочайшие идеи он облекал в форму литературно-художественных произведений: эссе, очерк, рассказ, роман, поэма, киносценарий, пьеса. Можно предположить, что существуют педагогические проблемы, для решения которых недостаточно лишь одного теоретического анализа и изображения. [37]
Нам представляется, что выбранные нами термины учебная деятельность, обучение ( деятельность обучения) этимологически являются наиболее адекватными обозначаемым явлениям. В самом деле, учебная деятельность прямо соотносится с учебньщ процессом, под которым обычно понимается процесс именно совместной, совокупной деятельности его участников. Далее, во многих словах русского языка приставка об отражает факт выполнения каких-либо операций над уже имеющимся объектом ( ср. И это, как нам кажется, гораздо более оправдывает употребление слова обучение для обозначения создания условий для деятельности учащегося, чем в значении совместной, совокупной деятельности обучающего и учащегося. [38]
Таким образом, существует трехзвенная форма разработки технологических процессов, в которой фундаментальной науке отведена роль генератора идей, отраслевой науке - собственно разработка технологии и заводам - освоение нового производства. На практике эта схема работает не очень надежно вследствие воздействия многочисленных факторов экономического, социального и психологического характера. Несколько крупных реорганизаций этой системы, проведенных за последние годы, были нацелены на повышение эффективности научных исследований. Сюда относится повышение роли головных отраслевых НИИ в создании новой технологии; более жесткая регламентация всех этапов НИР и ОКР в соответствии со стандартами; повышение значения патентно-изобретательской деятельности. [39]
В заслугу Менделееву можно поставить именно то, что он старался остаться на материалистических позициях. Именно поэтому он критиковал энергетиков во главе с Оствальдом и всех, кто отрицал атомную теорию. История науки не делит ученых на правых и виноватых. Ошибки прошлого находят свое объяснение в последующем развитии науки. Значение деятельности ученого в каждый отрезок времени определяется, выражаясь словами Ленина, не тем, чего он не дал, а тем, что он дал для науки. [40]
Главный недостаток всего предшествующего материализма - включая и фейербаховский - заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой. Фейербах хочет иметь дело с чувственными объектами, действительно отличными от мысленных объектов, но самое человеческую деятельность он берет не как предметную деятельность. Поэтому в Сущности христианства он рассматривает, как истинно человеческую, только теоретическую деятельность, тогда как практика берется и фиксируется только в грязно-торгашеской форме ее проявления. Он не понимает поэтому значения революционной, практически-критической деятельности. [41]
Главный недостаток всего предшествующего материализма - включая и фейербаховский - заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой. Фейербах хочет иметь дело с чувственными объектами, действительно отличными от мысленных объектов, но самое человеческую деятельность он берет не как предметную деятельность. Поэтому в Сущности христианства он рассматривает, как истинно человеческую, только теоретическую деятельность, тогда как практика берется и фиксируется только в грязноторгаше-ской форме ее проявления. Он не понимает поэтому значения революционной, практически-критической деятельности. [42]
Этот упадок незаметен в наш век цифр и парадоксальным образом отражается в статистике как рост. Человек, занимающий неоплачиваемую должность секретаря клуба, не является производителем, но он становится таковым, как только ему начинают платить. Достаточно странно, но получилось так, что социалисты, которым не нравятся рыночные оценки, в своей политике попали в зависимость от интеллектуальных методов, непосредственно ориентированных на оценки рынка. Это отношение распространяется очень широко: например, к мужу и жене часто относятся хуже, чем относились бы к ним как к работодателю и домашней хозяйке. В сфере общественной жизни недооценка значения безвозмездной деятельности направлена против самого принципа демократии. [43]
России, или впали в противоречие с элементарными понятиями демократии и социализма те, кто имеет наглость бросать нам подобный упрек. Мы говорим о революционном классе, о революционной политике народа, я предлагаю вам взять отдельного революционера. Возьмем хотя бы Чернышевского, оценим его деятельность. Как ее может оценить человек, совершенно невежественный и темный. Он, вероятно, скажет: Ну, что же, разбил человек себе жизнь, попал в Сибирь, ничего не добился. Если мы подобный отзыв услышим неизвестно от кого, то мы скажем: В лучшем случае он исходит от человека безнадежно темного, невиновного, может б ть, в том, что он так забит, что не может понять значения деятельности отдельного революционера в связи с общей цепью революционных событий; либо этот отзыв исходит от мерзавца, сторонника реакции, который сознательно хочет отпугнуть трудящихся от революции. Я взял пример Чернышевского, потому что, к какому бы направлению ни принадлежали люди, называющие себя социалистами, здесь, в оценке этого индивидуального революционера, расхождения по существу быть не может. Все согласятся, что, если оценивать отдельного революционера с точки зрения тех жертв, внешне бесполезных, часто бесплодных, которые он принес, оставляя в стороне содержание его деятельности и связь его деятельности с предыдущими и последующими революционерами, если оценивать так значение его деятельности, - это либо темнота и невежество безысходное, либо злостная, лицемерная защита интересов реакции, угнетения, эксплуатации и классового гнета. На этот счет разногласий быть не может. [44]