Cтраница 1
Моторные реакции - мелкие двигательные операции, завершающие поведение, подчиняющиеся правилам третьего уровня, несформированность которых приводит к неэффективности всего поведения даже при усвоении правил первого и второго уровней. [1]
Моторные реакции, как самодовлеющие цели, мы рассматриваем в настоящей главе. Произношение, почерк, рисование, пение, живопись, лепка и ручной труд всякого рода предполагают наличность известной связи между известными стимулами и известными движениями мускулов; научиться этим движениям - значит установить эти связи. Поэтому основные принципы обучения этим движениям вытекают из психологии моторных переживаний. [2]
Моторные реакции человека относительно медленны и маломощны. Полоса пропускания моторного выхода человека составляет около 10 гц, частота собственных колебаний около 0 5 - 1 0 гц. В связи с последней особенностью недопустимо включение человека в цепи, где установившиеся колебания имеют частоту 0 5 - 1 0 гц. [3]
С ростом частоты предъявляемого сигнала восприятие становится более стохастичным, что аналогично моторной реакции оператора при слежении за гармоническим сигналом. [4]
Структура социального учения через наблюдение включает внимание, сохранение, понимание, запоминание, моторные реакции, мотивацию. [5]
В хорошо известной статье по проблеме упорядоченной последовательности он утверждал, что быстрые интегрированные во времени моторные реакции - например, те, что составляют речь, печатание на машинке или игру на пианино, - основаны не на ряде дискретных условных S-R связей, но являются ( как минимум частично) следствием работы ранее сложившихся механизмов мозга. [6]
Страх, радость или горе, волнение - это эмоции, включающие физический и психологический компоненты. Моторные реакции, воспоминания, идеи и мысли постоянно взаимодействуют. Волнение исполнителя больше не считается отдельным симптомом, а скорее синдромом, в который входят отношение, свойства и внутренние конфликты, которые активизируются в определенных обстоятельствах. [7]
Как передатчик информации, челове может ретранслировать до 40 элементарных импульсов в секунду, средняя скорость выполнения простых операций без предварительной тренировки около двух движений в секунду. Все выходы человека носят характер моторных реакций, они относительно медленны и имеют малую мощность. Моторный выход человека имеет полосу пропускания около 10 гц с собственной частотой колебаний около 0 5 - 1 гц. [8]
В таких условиях вследствие ослабления мускулов нельзя получить моторные реакции, однако их нейрофизиологические корреляты показывают, имеет ли место вообще процесс обучения. [9]
Какие нужны когнитивные и моторные структуры, чтобы умелый скрипач смог исполнить сложный и трудный музыкальный пассаж. Можно было бы предположить, что в этом процессе суммируются простые S-R связи, так что каждая нота служит стимулом для соответствующей моторной реакции. С практикой и приобретением мастерства S-R петля может быстро замыкаться, давая в результате исключительно мастерское и прекрасное исполнение. Но Лэшли предполагает, что для выполнения таких движений требуется иная активность, чем та, которая основана на про-приоцептивной обратной связи, т.е. что нервная система работает слишком медленно, чтобы можно было замкнуть эту цепь. Новые реакции должны инициироваться до того как сможет быть обработан сигнал обратной связи, идущий от прежней реакции. [10]
Характерна динамика корреляции показателей эффективности и ПФП при изменении условий деятельности. Если деятельность протекает в условиях сенсорного комфорта ( L 300 лк, Н 45 дБ), наблюдается высокая коррелирован-ность скорости обработки сигналов с частотой пульса: скорость обработки, особенно при большом числе одновременно отображенных сигналов ( п 6), в основном определяется интенсивностью моторных реакций, темпом двигательной работы. [11]
УОТСОН Джон Бродес ( 1878 - 1958), амер. Противопоставил интроспективной психологии программу перестройки психологии на базе эксперим. Отождествляя поведение с системой видимых и скрытых моторных реакций, замыкал его иссл. [12]
Более косвенными в отношении механизмов, но зато более прямыми по отношению к поведению являются это-логические исследования. Отологический подход к изучению памяти основан на следующей классификации форм обучения: привыкание, классический условный рефлекс, инструментальный условный рефлекс, латентное обучение, инсайт и импринтинг. Следует учитывать, что возможности обучения ограничиваются имеющимися сенсорными функциями и репертуаром моторных реакций. Существуют специфические связи между определенными стимулами и реакциями. Так, оборонительный рефлекс между определенным видом пищи и вызванным этой пищей заболеванием вырабатывается сразу, хотя подкрепление отставлено от стимула на несколько часов. Генетическая несовместимость стимула и подкрепления затрудняет выработку рефлекса. Так, заставить кошку лизать объект, чтобы избежать подачи электрического удара, чрезвычайно трудно. Следует учитывать далее, что разные животные имеют разную генетическую готовность в отношении определенных задач. Оказывается, что возможности сенсорного различия, достигнутого в од-пом виде научения, не используются в другом. Предрасположением к определенным стимулам в отношении специфического типа поведения особенно отчетливо обнаруживается при изучении пения птиц. Так, у зяблика имеется врожденная способность продуцировать примитивную мелодию. Если птица не слышит своего пения, то дальше этой примитивной мелодии развитие не идет. [13]
Установка для наблюдения за нервной активностью, вызываемой простыми зрительными стимулами. [14] |
Чтобы оценить сложность сенсорного, перцептивного и моторного аппаратов, обслуживающих простое восприятие и ответные реакции, представьте себе, сколько всего требуется, чтобы отбить ракеткой на лету теннисный мяч. За долю секунды мы способны оценить его форму, размер, скорость, цвет, траекторию, вращение и предсказать его положение. Наш мозг должен перевести всю эту информацию ( записанную только в двумерном виде на сетчатке) в моторную реакцию, которая в случае успеха позволит нам отразить мяч. [15]