Политический реализм - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Какой же русский не любит быстрой езды - бессмысленной и беспощадной! Законы Мерфи (еще...)

Политический реализм

Cтраница 2


Национальные прогрессивные и революционные силы Африки должны найти в основном в своей среде средства, необходимые для того, чтобы противостоять суровым испытаниям, хотя они всегда могут рассчитывать и на международную солидарность. Политический реализм требует, чтобы эти силы проявляли величайшую бдительность, еще более сплотились на базе общности интересов и целей, объединили свои усилия, чтобы сорвать империалистические и реакционные заговоры.  [16]

Как уже отмечалось, политический реализм отнюдь не выступает против международной морали. Моргентау настаивает на необходимости рассмотрения моральных принципов в конкретных обстоятельствах места и времени. Государственный руководитель не может позволить себе сказать: Fiat justitia, pereat mundus, я тем более - действовать, руководствуясь этой максимой.  [17]

В то же время многообразие типологий международных систем не должно вводить в заблуждение. Практически на любой из них лежит заметная печать теории политического реализма: в основе их выделения, какими бы внешними критериями оно ни руководствовалось, лежат, как правило, определение количества великих держав, или сверхдержав, распределение власти, межгосударственные конфликты и т.п. понятия из словаря традиционного направления в науке о международных отношениях.  [18]

Отличительные черты анализа международных конфликтов с этих позиций состоят в их направленности на решение практических задач, связанных с обеспечением национальных интересов и безопасности государства, созданием благоприятных условий для победы в возможной войне. Отсюда ясно, что эти исследования осуществляются в рамках парадигмы политического реализма с ее приоритетом государственно-центричной модели международных отношений и силовых методов в достижении целей. Как подчеркивает известный канадский специалист А. Более того, представители стратегических исследований нередко склонны редуцировать международный конфликт к одному из его видов - вооруженному столкновению государств.  [19]

Теоретические основания такого подхода имеются. Уже в 30 - е годы, фактически параллельно теории политического реализма, начинает формироваться и социология международных отношений.  [20]

В контексте настоящей работы особенно интересной представляется одна из наиболее существенных особенностей современной французской школы в исследовании международных отношений. Дело в том, что каждое из рассмотренных выше теоретических течений - идеализм и политический реализм, модернизм и транснационализм, марксизм и неомарксизм - существуют и во Франции. В то же время они преломляются в принесших наибольшую известность французской школе работах историко-социологического направления, которые наложили отпечаток на всю науку о международных отношениях в этой стране. Влияние историко-социологического подхода ощущается в трудах историков и юристов, философов и политологов, экономистов и географов, занимающихся проблемами международных отношений. Как отмечают отечественные специалисты, на формирование основных методологических принципов, характерных для французской теоретической школы международных отношений, оказали воздействие учения философской, социологической и исторической мысли Франции конца XIX - начала XX века, и прежде всего позитивизм Конта.  [21]

Может быть, утверждение всегда и неверно, но относительно теперь во всяком случае можно быть мнения Либкнехта и единодушной с ним германской социал-демократии, не будучи трусом или даже только дряблым... Резолюция меньшевиков стоит, по-видимому, на этой же точке зрения, по меньшей мере - близко к ней подходит; точно так же она и в других отношениях проникнута тем духом политического реализма, который составляет отличительную черту германской социал-демократии и которому последняя обязана своими беспримерными успехами.  [22]

Думается, нет нужды доказывать, что от такой дощво-ренности выигрывают все народы мира, заинтересованные в предотвращении новой мировой войны. Мы по достоинству ценим тот факт, что руководство Соединенных Штатов Америки проявило в данном случае политический реализм, дальновидность и понимание требований времени.  [23]

Наша встреча - встреча друзей и соратников по общей борьбе за мир и социализм - происходит в обстановке благоприятных, добрых перемен в Европе. Вместе с тем мы видим, что и в капиталистической Европе все активнее и смелее проявляют себя силы, выступающие за решение европейских проблем на основе взаимопонимания и политического реализма.  [24]

Мы заинтересованы в том, чтобы в Западной Германии восторжествовал разум и реализм, чтобы политика этого государства вступила на путь, отвечающий интересам безопасности и мира в Европе, в соответствии с интересами самого немецкого народа. Мы внимательно наблюдаем за теми политическими тенденциями, особенно в СДПГ, которые представляют собой шаг вперед по сравнению с позицией, занимаемой до спх пор правительством ФРГ. Недавно мы заявили, что в любой момент Польская Народная Республика готова заключить с ФРГ договор, признающий окончательными и неприкосновенными настоящие западные границы Польши. Однако в позиции правительственных кругов ФРГ по-прежнему преобладает отсутствие политического реализма.  [25]

Разница лишь в том, что одни государства являются сильными, а другие - слабыми. Абсолютизация роли силы и недооценка значения других факторов - например, таких, как духовные ценности, социокультурные реальности и т.п. - значительно обедняет анализ международных отношений, снижает степень его достоверности. Это тем более верно, что содержание таких ключевых для теории политического реализма понятий, как сила и национальный интерес, остается в ней достаточно расплывчатым, давая повод для дискуссий и многозначного толкования.  [26]

Вместе с тем следует признать, что некоторые выводы и положения указанной школы оказались явно преждевременными. Это касается прежде всего вывода об отмирании роли военной силы в отстаивании международными акторами своих интересов, стремления представить ее не отвечающей реалиям XX века, и, соответственно, принижения методологического значения категории сила для анализа международных отношений. Последующие события - развал СССР и мировой социалистической системы, вооруженный конфликт 1991 года в зоне Персидского залива, войны на территории бывшего Советского Союза - показывают, что отказываться от понятия силы в изучении межгосударственных взаимодействий и, следовательно, от традиции политического реализма пока не приходится. Другое дело, что эти традиции должны быть переосмыслены с учетом новых реалий и достижений других теоретических направлений, освобождены от односторон-ностей и абсолютизаций. Попытка такого переосмысления и была предпринята сторонниками структуралистского понимания силы.  [27]

И тут, конечно, многое может быть сделано в первую очередь в Европе. Этому содействует то обстоятельство, что в жизни Европы все более активную и значительную роль играют социалистические страны, глубоко и искренне преданные делу мира и международного сотрудничества, а в западной части континента растет политический реализм, все влиятельнее становятся круги, выступающие за достижение тех же целей.  [28]

Функционирует густая сеть советологических институтов, исследовательских центров, фондов, специальных кафедр, издается большое число журналов и научных трудов, защищается множество диссертаций по данной тематике. Часть советологов не занимает враждебных нам позиций и пытается более или менее объективно отразить внутренние процессы развития советского об-ва. Наиболее часто употребляется тоталитарная модель. Советский Союз объявляется тоталитарным гос-вом, наподобие фашистской диктатуры, где подавляются всякая демократия и права человека. Реальный социализм изображают в качестве случайного зигзага, ошибки истории. Конвергентная модель основана на более умеренных и трезвых оценках социализма, хотя она также носит антисоветский, антикоммунистический характер. Сформулирована эта модель в американской школе политического реализма, представители к-рой полагают, что политику суверенных гос-в определяют не идеологические постулаты, а национальные интересы.  [29]

Надо отметить, что Хрущев разделил судьбу многих лидеров: как политический деятель он был гораздо более популярен на международном уровне, чем у нас в стране. И опять-таки это было связано с качеством внешней политики, проводимой в тот период. За всю послевоенную историю никогда мир не был так близок к пропасти войны, как в тревожные дни Карибского кризиса. Кеннеди или своевременное прозрение Хрущева, так или иначе, победу одержал политический реализм, поставивший общечеловеческий интерес выше интересов классовых.  [30]



Страницы:      1    2    3