Cтраница 4
Что касается единичного, то оно, по мнению реалистов, или совсем не существует ( такая точка зрения восходит к Платону, объявлявшему единичные чувственные вещи нереальным миром, тенями реально существующих сущностей - общих идей), или в своем существовании зависит от общего, порождается им и является чем-то второстепенным, временным, преходящим. Такую точку зрения проводил, например, средневековый философ Ансельм Кентер-берийский, по мнению которого вечно существуют лишь бог и творимые им духовные сущности. Единичные ж е вещи временны, они творятся богом путем создания соответствующих мыслей о них, которые являются прообразами вещей и основой их существования. Аналогичным образом решает этот вопрос и современный английский буржуазный философ А. Общие идеальные сущности он объявляет вечными объектами, существующими где-то вне пространства и времени. Единичные же вещи появляются у него в связи с переходом в пространственно-временной мир соответствующих идеальных сущностей и исчезают, как только эти сущности покинут чувственный мир и возвратятся в потусторонний, идеальный мир. [46]
С философской точки зрения это спор между номиналистами и реалистами по поводу того, имеют ли предметы, называемые нами одним и тем же словом, общие черты, по которым их можно выделить из всего множества других предметов, или у них только одна общая черта, а именно название или слово, объединяющее все эти предметы. Мы должны понять, что если выберем первый ответ, то последуем за реалистами, второй - за номиналистами. В первом случае необходимо исходить из того, что бухгалтерский баланс любой фирмы является практической реализацией какой-либо заранее заданной идеальной субстанциальной модели, во втором - эту модель надо выводить из множества конкретных балансов, которые мы встречаем на практике. [47]