Cтраница 1
Абсолютная реальность находится лишь в монадах и их представлениях ( Лейбниц, стр. [1]
Каждый из трех видов абсолютных реальностей имеет еще свои материальные воплощения, реальность которых уже относительна. [2]
Теперь возникает вопрос о том, не должны ли сюда быть включены в качестве абсолютных реальностей и некоторые явления, вроде Gottinger Geist ( дух Геттингена - нем. [3]
Вид-жнянавадины разработали учение о сознании-сокровищнице ( алая-виджняна) как источнике всех эмпирических форм сознания и теорию трех уровней реальности: кажимости, относительной реальности и абсолютной реальности. [4]
Каждый из трех видов абсолютных реальностей имеет еще свои материальные воплощения, реальность которых уже относительна. Отображение абсолютных реальностей на относительные, однако, не однозначно. [5]
Для меня такое замещение реального воображаемым представляет удобства объяснения, но я отнюдь не обязан верить в трансцендентную реальность именно таких, а не других процессов. Вера в абсолютную реальность атомов, как справедливо заметил Мах, есть род мифологии XfX - so века [ 37а, стр. [6]
Уже у Канта понятие трансцендентального субъекта не совпадает ни с индивидуальным человеческим субъектом, ни с божественным умом традиционного рационализма. С одной стороны, Фихте имеет в виду Я, которое каждый человек открывает в акте саморефлексии, а значит, индивидуальное, или эмпирическое Я. С другой - это некая абсолютная реальность, никогда полностью не доступная нашему сознанию, из которой путем ее саморазвития-самораскрытия порождается весь универсум и которая поэтому есть божественное, абсолютное Я. Абсолютное Я - это бесконечная деятельность, которая становится достоянием индивидуального сознания только в тот момент, когда она наталкивается на некоторое препятствие и этим последним ограничивается. Но в то же время, натолкнувшись на границу, на некоторое не - Я, деятельность устремляется за пределы этой границы, затем снова наталкивается на новое препятствие и т.п. Эта пульсация деятельности и ее осознавания ( остановки) составляет саму природу Я, которое, таким образом, не бесконечно и не конечно, а есть единство противоположностей конечного и бесконечного, человеческого и божественного, индивидуального Я и абсолютного Я. В этом и состоит исходное противоречие Я, развертывание которого и составляет, по Фихте, содержание всего мирового процесса и соответственно отражающего этот процесс наукоучения. Индивидуальное Я и абсолютное Я у Фихте то совпадают и отождествляются, то распадаются и различаются; эта пульсация совпадений-распадений - ядро диалектики Фихте, движущий принцип его системы. Вместе с самосознанием ( Я есмь) полагается и его противоположность - не - Я. [7]
В основе индуистского сознания лежит принципиально иное, чем в христианстве, понимание Бога. Индуизм не знает персонифицированного Бога-Творца. Источником всего сущего является вечная абсолютная реальность - Абсолют, Брахман, а вся эмпирическая, феноменальная действительность представляет собой его эманацию. Из этого следует, что, во-первых, действительность иллюзорна, неподлинна, так как подлинным бытием считается только Брахман, а во-вторых, что мир подчинен имманентным законам, обусловленным его причастностью к Брахману. Законы, по которым существует мир, неизменны и вечны, индийской культуре чужда идея о произвольном нарушении мировой гармонии. Даже многочисленные индийские боги, как и весь материальный мир, подчиняются этим законам и не противостоят миру людей и природы, а являются лишь его вершиной. [8]
Сама истина обретает собственное бытие. Истина заключается прежде всего в том, что она есть, т.е. что она не может быть сведена ни к факту нашего ощущения, ни к акту нашего мышления, что она есть независимо от того, ощущаем ли мы ее, мыслим ли мы ее или нет... Безусловная истина определяется прежде всего не как отношение или бытие, а как то, что есть в отношении, или как сущее ( Соч. Бытийственный, или онтологический, аспект истины подчеркивался и П. А. Флоренским в его фундаментальном труде Столп и утверждение истины. Истина, согласно русскому о ней разумению, закрепила в себе понятие абсолютной реальности: Истина - сущее, подлинно-существующее... [9]
Вера простого, необразованого человека в существование реальности ничем принципиально не отличается от подобного убеждения ученого. Ряд философов рассматривают эту точку зрения как фактически обязательную для ученого. Но различные направления идеализма рассматривают ее как несостоятельную точку зрения. Мы не намерены здесь обсуждать спор между различными школами философии, а только хотим определить как можно яснее природу той реальности, которая является предметом естествознания. Эта реальность не есть реальность восприятий, ощущений, чувств, идей, или, коротко говоря, всего субъективного, а поэтому не является абсолютной реальностью переживаний. Эта реальность есть реальность предметов, объектов, которые образуют субстрат, лежащий в основе восприятий. Для нас критерием этой реальности является не какое-то одно чувственное впечатление или взятый в отдельности опыт, а только согласованность общих законов, которую мы открываем в явлениях. [10]