Cтраница 2
Размышляя о причинах Великой французской революции в работе Старый режим и революция ( 1856), Алексис де Токвиль ( 1805 - 1859) утверждает, что революция всегда связана с неожиданным резким улучшением или ухудшением социальных условий. Я всегда считал, что французы гораздо менее преуспели в этом своеобразном предприятии, чем это казалось со стороны и чем это считали они сами, - писал Токвиль. Я был убежден, что, сами того не сознавая, они заимствовали у Старого порядка большинство чувств, привычек, даже идей, с помощью которых и совершили Революцию, разрушившую Старый порядок. Токвиль изучает Францию под определенным углом зрения, сравнивая французскую революцию с религиозной революцией: Французская революция преобразовывала современный ей мир точно таким же образом, каким религиозная революция преобразовывала свой. Она рассматривала гражданина с абстрактной точки зрения, вне конкретного общества, подобно тому как религиозные революции имели дело с человеком вообще, независимо от страны и эпохи. [16]
Мы знаем, что великая французская революция учредила республику, не имея временного правительства - пишут они. [17]
Автор работ: История великой французской революции, Политические и социальные идеи Европы и великая революции и других. [18]
Вылазка ваша против шаблона великой французской революции выдает вас с головой. [19]
Либералы часто ссылаются на великую французскую революцию, и часто ссылаются неосновательно. Русский либерализм совершенно иного рода, чем либерализм Западной Европы, и уже в силу одного этого чрезвычайно ошибочно брать великую французскую революцию прямо за образец теперешней русской. [20]
Еще Марат, прославленный Великой французской революцией, использовал при лечении больных электричество. [21]
Форма предложения - заимствованная великой французской революцией у древних римлян лаконичность - была вполне уместна. [22]
Занятия политической экономией и историей великой французской революции все же оставляли Марксу еще достаточно времени для того, чтобы при случае нападать на прусское правительство; последнее отомстило ему, добившись весной 1845 г. от министерства Гизо высылки Маркса из Франции. Александр фон Гумбольдт, видимо, сыграл при этом роль посредника. [23]
Представитель революционно-демократических слоев общества периода Великой французской революции, обычно член Якобинского клуба. [24]
Занятия политической экономией и историей великой французской революции все же оставляли Марксу еще достаточно времени для того, чтобы при случае нападать на прусское правительство 27; последнее отомстило ему, добившись весной 1845 г. от министерства Гизо высылки Маркса из Франции. [25]
Другими словами, миф о Великой французской революции имеет в политической жизни Франции точно такие же функции, как и религиозный, магический или космогонический миф в примитивном обществе. Это инструмент, позволяющий придать смысл антагонизмам, социальным и политическим противоречиям современной Франции и, как следствие, воздействовать на них. [26]
Жиронда - политическая группировка периода Великой французской революции, представлявшая преимущественно республиканскую торгово-промышленную и земледельческую буржуазию. Название жирондисты дано историками позднее - по департаменту Жиронда, откуда родом были многие деятели группировки. Ее лидеры, ставшие после свержения монархии ( в 1792 г.) у власти, противодействовали дальнейшему развитию революции. [27]
В годы, последующие за началом Великой Французской революции, может быть, впервые в истории человечества на глазах одного поколения коренным образом изменился мир. К 1815 г. Западная Европа стала совершенно иной, чем она была в 1789 г. И всем вдумчивым свидетелям великих событий было ясно, что эти грандиозные преобразования не были случайными. [28]
Действительно, во Франции со времени Великой французской революции конца XVIII в. Содержательный акцент в нем был сделан на то, что каждый народ ( как граждане) суверенен и имеет право на образование своего государства. [29]
Со времен американской войны за независимость и Великой французской революции защита естественных и неотъемлемых прав личности считалась важнейшей задачей демократических государств. Доктрина народного суверенитета, в соответствии с которой верховная власть принадлежит народу, доверивших ее своим представителям, образовала остов модели политической системы, утвердившейся в большей части развитых стран Европы и Америки. [30]