Cтраница 3
В тектоническом отношении в составе Западно-Уральского инженерно-геологического региона с севера на юг выделяются следующие основные структуры: Оченырдская антиклиналь, антиклиналь Манито-Нырд, антиклянорий Енгано-Пе, Лемвинский синклинорий, антиклино-рий Саледы и Молды, поднятия Тимаизскоеи гряды Чернышева, дислокации Полюдова Камня, восточные окраины Северо-Уральского, Соликамского, Юрюзано-Сыльвенского и Вельского прогибов, Симская мульда тцюго-западная часть Зилаирского синклинор ия. [31]
Применительно к задачам последнего определенными типами инженерно-геологических регионов, обладающих сходством наиболее важных инженерно-геологических черт, можно назвать уже рассмотренные выше щиты древних платформ, структуры их осадочного чехла, молодые плиты, структурные образования складчатых стран. При типологическом районировании территории яа уровне инженерно-геологических областей в качестве самостоятельных типов могут рассматриваться аккумулятивные равнины различного генезиса и возраста, разнообразные денудационные плато и горные сооружения. [32]
Структурно-тектонический принцип положен в основу выделения инженерно-геологических регионов второго порядка. Разделение инженерно-геологических регионов на области проводится по геоморфологическому признаку. Выделяются две группы областей, - из которых одна расположена под уровнем моря, другая - на суше. Первая группа представлена аккумулятивными субмаринными равнинами, сложенными современными морскими осадками. Вторую группу областей составляют аккумулятивные и денудационные равнины и плато различного возраста и генезиса. Крайне слабая изученность территории не позволяет дать полную инженерно-геологическую характеристику каждого региона или области, в связи с чем описание дано для территории прогибов в целом. [33]
В инженерно-геологическом отношении Западно-Сибирская плита рассматривается как единый инженерно-геологический регион. Западная, южная и восточная границы его проводятся по линии выклинивания платформенных формаций мезозойско-кайнозойского чехла плиты и выходов на дневную поверхность палеозойских дислоцированных пород, слагающих обрамляющие складчатые. Юго-западная и северо-восточная границы региона проводятся условно, поскольку нет ясно выраженной границы между Западно-Сибирской плитой, Тургайским и Предтаймырским прогибами. [34]
Преимущественно равнинный или плоско-увалистый слабо расчлененный рельеф Минусинского инженерно-геологического региона дает широкие возможности выбора строительных площадок. Лишь в пределах области развития куэстовых гряд и холмов строительство автомобильных и железнодорожных трасс и выбор строительных площадок во многом определяются характером рельефа куэстового района. [35]
Геологическое своеобразие Тунгусской синеклизы заставляет рассматривать ее как самостоятельный инженерно-геологический регион, хотя еще слабо изученный. [36]
Согласно теоретическим основам инженерно-геологического районирования И. В. Попова, выделение инженерно-геологических регионов в-пределах Туранской плиты обосновано наличием тектонических элементов, в строении которых принимают участие те или иные структурные этажи, состоящие из формаций, породы которых являются основанием для инженерных сооружений. [37]
В соответствии с этим на Сибирской платформе в качестве инженерно-геологических регионов второго порядка выделяются тектонические элементы, отвечающие крупным структурным формам. [38]
В пределах каждого из перечисленных выше регионов первого порядка следует выделять инженерно-геологические регионы второго порядка, объем которых обычно отвечает крупным структурным формамг синеклизам и антеклизам, синклинориям и антиклинориям, платформенным щитам, межгорным и передовым прогибам и др. Выделением регионов по структурно-тектоническому признаку при инженерно-геологическом районировании достигается обособление территорий, сложенных определенным набором геологических формаций, характеризующихся определенной дислоцированностью и метаморфизмом. Отдельные части их могут существенно различаться по истории геологического развития за-новейший этап, характеру неотектонических движений и новейших: структур, строению рельефа. [39]
Наиболее крупные юрские впадины - Улугхемская и Верхнеэлегест-ская - рассматриваются как инженерно-геологические регионы III порядка. Кайнозойские впадины охватывают более обширные территории, чем впадины мезозойские; только Элегетская впадина практически совпадает по площади с юрским прогибом. Для кайнозойских впадин западной части региона характерна приуроченность к краевым частям региона. [40]
В указанных границах Западно-Сибирская плита может быть охарактеризована в целом как единый инженерно-геологический регион первого порядка, территория которого имеет общие черты в геологическом строении, рельефе и гидрогеологических условиях. [41]
В соответствии с принятыми общими положениями инженерно-геологического районирования они относятся к трем различным типам инженерно-геологических регионов. [42]
Гетерогенность геологического строения определяет разнообразие инженерно-геологических условий Урало-Новоземельской горной страны, рассматриваемой нами в качестве единого инженерно-геологического региона первого порядка. Второй раздел монографии посвящен раздельному их описанию. [43]
В соответствии с этой схемой инженерно-геологический регион первого порядка может быть подразделен по структурно-тектоническим признакам на инженерно-геологические регионы - второго порядка ли, если такая необходимость отсутствует, по особенностям рельефа на инженерно-геологические области. [44]
Выше уже говорилось, что широтная климатическая зональность является особенностью Западно-Сибирской плиты и поэтому должна быть рассмотрена при характеристике ее как инженерно-геологического региона. [45]