Cтраница 1
Духовный регламент ( 1720), к-рый представлял собой политич. [1]
Принятие 25.1.172 1 Духовного регламента, написанного Феофаном Прокоповичем, и создание на его основе 14.2.172 1 Синода ( неправильно считающегося иногда по первоначальному наименованию в регламенте духовной коллегией, потому, что, при коллегиальной структуре, в административной системе он был формально равноправен Сенату) завершило превращение церкви в государственный институт. Над ней устанавливался государственный контроль с учреждением в 1722 должности обер-прокурора Синода; сохранялся контроль государства за церковными доходами; вводились фиксированные штаты церковно - и священнослужителей; монастыри обязывались содержать отставных солдат; деятельность священников подвергалась жесткой государственной регламентации. [2]
В 1721 г. русская церковь получает Духовный регламент, обязывавший приходских священников доносить властям полученные на исповеди сведения о покусительстве на интересы императора, его семейства и государства. [3]
Вся эта лестница нищей братии поддерживается учением, которое отвергнуто духовным регламентом. [4]
Абсолютизм получил свое внешнее выражение в системе государственных институтов конца петровских реформ и в законодательных актах, оформлявших его становление - Правде воли монаршей, Духовном регламенте ( 1721), Табели о рангах ( 1722) и Уставе о наследовании престола ( 1722), выражавшем неограниченную свободу воли монарха даже в принципах наследования престола, предоставляя ему возможность выбирать наследника по собственному усмотрению. [5]
Церковная реформа устраивала далеко не все духовенство - церковь как носительница консервативного начала подверглась внедрению крутых новшеств, но Петр вместе с Прокоповичем осуществил реформу так, что ни у одного из иерархов не возникло возражений: все 87 духовных лиц прикусили язык и безропотно подписали Духовный регламент. [6]
По Духовному регламенту 1721 подчинена гос-ву, управлялась Синодом. Управляется патриархом с участием Святейшего синода. Верх, власть принадлежит Поместному собору. Имеет 2 духовные академии, 7 семинарий, 13 духовных уч-щ, 80 монастырей. [7]
В 1720 составил Духовный регламент, на основании к-рого учрежден Синод; назначен его вице-президентом. Автор проповедей, трагикомедии Владимир ( 1705), трактата Слово о власти и чести царской ( 1718), ист. [8]
В 1720 составил Духовный регламент, на основании к-рого учрежден Синод; назначен его вице-президентом. Автор проповедей, трагикомедии Владимир ( 1705), трактата Слово о власти и чести царской ( Т718), ист. [9]
России было завершено оформление абсолютной монархии. Царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников Неограничен-ная власть монарха нашла законодательное выражение в 20 - м артикуле Воинского устава и Духовном регламенте. [10]
Петр I решил повременить с выбором нового патриарха, а для управления церковными делами в соответствии с Духовным регламентом в 1721 году была создана государственная коллегия - Святейший Синод. [11]
Вавилон, все жители которого неизбежно погибнут. Паника среди глубоко религиозных людей была так велика, что некоторые рыли себе могилы, делали гробы, закутывались в саван и ждали конца света. В 1721 г. была создана государственная коллегия по управлению церковными делами - Святейший Синод. Его члены назначались царем, а деятельность определялась Духовным регламентом. [12]
В 1716 г. он переезжает в Петербург и становится ближайшим сподвижником Петра, страстным пропагандистом преобразований. Проповеди Феофана, произнесенные с церковного амвона, были наполнены светским содержанием, гордостью за мощь России, сумевшей одержать преславную победу над армией шведов. Прокопович живо откликался на все значительные события современности. В 1720 г. он произнес Слово похвальное о флоте российском, в следующем году - слово при открытии Синода, а в 1723 г. - речь, обращенную к Петру по случаю возвращения из Каспийского похода. Художественное мастерство и острую политическую направленность пера Прокоповича широко использовал Петр I, поручив ему сочинение таких важных законодательных актов, как Духовный регламент и Правда воли монаршей. Высшим выражением восторга перед выдающимися способностями Петра и в то же время скорби по поводу его кончины является слово Прокоповича при погребении императора: Что се есть. [13]
Однако судить по взглядам Сквовороды о процессах, происходивших в XVIII веке в церковном сознании, достаточно сложно. Другое дело Феофан Прокопович ( 1681 - 1736) - один из сподвижников Петра I и ведущий церковный иерарх того времени. В 1718 году он становится епископом, а в 1721 - м - вице-президентом Синода. Им разработан Духовный регламент - своего рода идеологический манифест, обосновывающий политику абсолютистского государства в отношении церкви. [14]