Cтраница 2
Модели регулирования экономики позволяют рационально отбирать инструменты государственного воздействия на экономику, которые в силу сложившихся институциональных условий способны положительно воздействовать на качество национального хозяйства. Вместе с этим государство сталкивается с дилеммами регулирования экономики в силу ограниченности ресурсов. Поэтому оно использует способ приоритетов, отбирая к реализации те программы, потребность в реализации которых является наиболее актуальной. Это обстоятельство является причиной сохранения напряженности по уровню реализации иных макроэкономических целей. [16]
Кризис буржуазного регулирования экономики определяется прежде всего тем, что кризисные спады производства переплелись со структурными кризисами и длительными отрицательными тенденциями в капиталистической экономике. Особую сложность представляет соединение кризиса перепроизводства с инфляцией, так как традиционные буржуазные методы борьбы с кризисом ( увеличение государственных расходов, снижение налогов, облегчение кредита) способствуют усилению инфляции и, наоборот, традиционные методы борьбы с инфляцией способствуют усугублению кризисов перепроизводства. [17]
В регулировании экономики принимают участие разные сферы и звенья финансовой системы: финансы предприятий, страхование, государственный бюджет и др. Специфика сфер и звеньев обусловливает различный характер их воздействия на стоимостные пропорции народного хозяйства. Так, регулирующие возможности финансов предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, государственного бюджета - для регулирования отраслевых и территориальных пропорций. Широкое использование финансов ( в составе всех их сфер и звеньев) в процессах регулирования экономики создает необходимые предпосылки для изменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной структур общественного производства. [18]
Важный инструмент регулирования экономики, которым располагают наднациональные органы ЕС, - общий бюджет Союза, за счет которого финансируются аграрная, структурная, научно-техническая, региональная политика и др. мероприятия. На 1999 г. бюджет ЕС был утвержден в размере: доходы - 96 9 млрд. евро, расходы - 85 6 млрд. евро. По поводу бюджета ЕС между странами существуют серьезные разногласия, т.к. увеличение бюджета выгодно отстающим странам и, наоборот, против этого выступают наиболее развитые страны ЕС, являющиеся донорами. [19]
Денежно-кредитные методы регулирования экономики применяются в стране с 1991 г. после принятия и введения в действие Закона О Центральном банке Российской Федерации ( Банке России), В настоящее время основные направления денежно-кредитной политики разрабатываются ЦБ РФ на основе ст. 44 данного Закона. [20]
Недавнее ослабление регулирования новозеландской экономики имело далеко идущие последствия для всех ее областей. [21]
Центральные банки осуществляют регулирование экономики, контроль за деятельностью частных банков, оказывают влияние на международные кредитные операции, проводят финансирование государственных программ. [22]
Государство, осуществляя регулирование экономики, широко использует инструменты денежной политики. К числу основных из них относятся: изменение официальной учетной ставки процента; изменение требований к уровню обязательных резервов; операции на открытом рынке; выборочная кредитная стратегия. Рассмотрим их в соответствующем порядке. [23]
Анализ административных методов регулирования экономики позволяет выделить в них две самостоятельные группы: административно-экономические и административно-организационные инструменты. Первые включают в себя централизованное планирование, механизм ценообразования, систему госзаказов и т.п., т.е. представляют собой попытку наполнения администрирования конкретным экономическим содержанием. Административно-организационные методы включают указы, приказы, распоряжения, предписания и т.п., имеющие обязательный характер и предусматривающие определенные санкции за их невыполнение. Примером могут служить случаи прямого расформирования фирм, уличенных в систематическом использовании методов недобросовестной конкуренции и прошедших судебный процесс по указанному факту. [24]
Под социальным механизмом регулирования экономики понимается устойчивая структура типов экономического поведения социальных субъектов, а также взаимодействия этих субъектов между собой по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. [25]
Сущность социального механизма регулирования экономики проявляется в выполняемых им функциях. Они состоят в том, что, передавая импульсы регулирования из области социальных отношений в экономическую сферу и обратно, механизм создает ( или не создает) социальные условия для развития экономического сознания, экономического мышления, тех или иных типов экономического поведения субъектов, вступающих в социально-экономические отношения. Передача импульсов осуществляется через живую активность ( деятельность, поведение) групп, функционирующих в системе экономических отношений и в то же время являющихся субъектами социальных отношений, занимающих то или иное положение в социальной структуре данного общества. [26]
Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база и некоторые другие. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов. [27]
Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению. Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. [28]
Механизм сознательного управления и регулирования экономики, который действует в виде системы государственных органов, отвечающих за координацию экономики. Зачастую он может выступать в форме индикативного планирования. [29]
Общая идея социального механизма регулирования экономики такова, что он фиксирует характер экономической активности социальных субъектов, а также те социальные и экономические регуляторы, от которых сам и зависит. Зададимся вопросами, какова эта активность; развивают ли социальные субъекты экономику или, напротив, тормозят ее развитие. [30]