Cтраница 1
Административное регулирование охватывает ряд методов управления, среди которых на основе отечественного и зарубежного опыта следует выделить: стандарты качества окружающей среды, стандарты воздействия на окружающую среду, прямые запреты, технологические стандарты, стандарты качества продукции, экологические сертификаты, разрешения и лицензии. [1]
Административное регулирование это обычно форма требования или принуждения, налагаемого на экономическую систему ( или на отдельных лиц в рамках этой системы), которое обязательно. [2]
Административное регулирование цен при этом не проводится. [3]
Особенности административного регулирования национальных фондовых рынков исторически складывались по-разному в континентальной Европе и англо-американских странах. Так, в континентальной Европе фондовые биржи возникли как публичные институты; соответственно вмешательство государства в их деятельность носит более активный характер. В Великобритании и США официальными рынками ценных бумаг являются фондовые биржи, создаваемые как частные организации. В Великобритании Совет по ценным бумагам и инвестициям ( Securities and Investment Board), который играет важную роль в регулировании финансовых услуг и которому Кабинетом министров делегированы соответствующие полномочия, также создан в форме компании с ограниченной ответственностью участников в пределах определенной суммы ( a company limited by guarantee), т.е. имеющей ограниченную ответственность ее членов на сумму, на которую они внесли обязательство произвести вклад в ее имущество в случае ликвидации. [4]
Примером административного регулирования могут служить применяемые в РФ правила экспорта и импорта: устанавливаемая государством квота ( доля) отдельных экспортеров в вывозе нефти, доступе к нефтяной трубе, устанавливаемая часть валютной выручки экспортеров, подлежащая обязательной продаже государству. [5]
Главным инструментом административного регулирования повсеместно служит система штрафов за нарушение экологических нормативов. Нередко штрафы используются только для того, чтобы побудить владельцев компаний к переговорам с природоохранными ведомствами. Известно много примеров, когда крупные штрафы, накладывавшиеся на компании, не компенсировали даже прямой экономический ущерб от загрязнения среды. Штрафы могут служить приложением к административному регулированию, практикующему и другие меры наказания. Например, в США составляется черный список, куда заносятся фирмы, наиболее часто нарушающие экологические нормативы. Они лишаются государственных субсидий и других льгот, предоставляемых федеральным правительством. [6]
Выступает методом административного регулирования хозяйственной деятельности. По российскому законодательству право осуществлять деятельность, на занятие которой требуется лицензия, возникает с момента ее получения и прекращается по истечении срока ее действия. Осуществление хозяйственной деятельности без лицензии не допускается. В целях проведения единой государственной политики в области лицензирования отдельных видов экономической и иной деятельности Правительством РФ 23 декабря 1994 г. утвержден их перечень. [7]
Проблема взаимодействия законодательного и административного регулирования в сфере безопасности и риска сложна. Вообще говоря, за исключением атомной энергетики, в вопросах безопасности законодательные акты в Великобритании, например, появляются лишь в случае недостаточности актов административных. Среди прочих вопросов в этой главе обосновывается необходимость ограничения численности людей в опасных производственных зонах и разбираются связанные с этим вопросы размещения и конструирования операторных помещений. [8]
Итак, при административном регулировании цен, независимо от того, ограничивается ли при этом действие рыночного механизма ценообразования верхними или нижними пределами, неизбежно происходит сокращение объема реализуемого товара, даже с зачетом его количества, приходящегося на черный рынок. А это означает снижение возможностей для экономического развития. Само же административное вмешательство в рыночное ценообразование нередко прямо стимулирует формирование и разрастание теневой экономики, что никак не способствует укреплению государства и установлению правопорядка. [9]
Наиболее распространенным методом является административное регулирование, которое заключается в прямых запретах или, наоборот, требованиях выполнения вовлеченными экономическими субъектами определенных действий, что подкрепляется мощью государственного аппарата принуждения. Оно осуществляется, например, в форме установления стандартов и предельных норм вредных воздействий на окружающую среду. Такие меры позволяют сократить размеры экстерналий, но не приводят, как правило, к оптимальному размещению ресурсов, так как не учитывают индивидуальных особенностей вовлеченных в подобные ситуации экономических субъектов. [10]
В основе современной системы административного регулирования природопользованием в России лежит экологическое нормирование. В СССР с 1976 г. установлена Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов, включающая государственные ( ГОСТы) и отраслевые ( ОСТы) стандарты. В соответствии с Законом РФ Об охране окружающей природной среды № 2061 - 1 экологические нормативы, правила и стандарты, установленные органами государственного управления бывшего СССР, действуют на территории РФ вплоть до принятия соответствующих нормативных актов РФ. [11]
В пособии обобщается и исследуется прямое административное регулирование рынка ценных бумаг в России. [12]
Импортные или экспортные квоты - форма административного регулирования внешней торговли. Импортные квоты, или контингентирование ввоза ( установление количества товара, разрешенного к ввозу), являются важным инструментом импортного протекционизма. Импортные квоты начали широко применяться во всех промышленно развитых странах в 1930 - 40 - х гг., когда в период мирового экономического кризиса 1929 - 33 гг. мировые цены резко упали и импортные пошлины перестали быть серьезным барьером для ввоза иностранных товаров. Они сохранялись во время 2 - й мировой войны 1939 - 45 гг. и в первые послевоенные годы, когда страны, экономика которых пострадала от военных действий, защищали свою возрождающуюся промышленность от притока иностранных ( главным образом, американских) товаров. В конце 1950 - 60 - х гг. импортные квоты были отменены, и в промышленно развитых странах количественные ограничения импорта на большинство товаров ( за исключением сельскохозяйственных) не применяются. Развивающиеся страны применяют импортные квоты для защиты вновь создаваемых отраслей национальной промышленности. По мере того как новые отрасли завоевывают внутренний рынок, импортные квоты могут отменяться. [13]
Несовершенства рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства, административным регулированием и налоговой политикой. [14]
Несовершенство рынка вынуждено компенсироваться соответствующими экономическими функциями государства, административным регулированием и налоговой политикой. [15]