Cтраница 1
Ценовое регулирование сохранилось лишь применительно к группам предприятий, для которых оно вводилось отдельными постановлениями. Это цены на тепло - и электроэнергию, газ, утверждаемые региональной энергетической комиссией. Однако, как показала практика, применявшиеся способы регулирования цен неэффективны, поскольку оставляют свободное пространство для традиционного затратного творчества при определении их уровня. [1]
Ценовое регулирование может привести к полному или частичному отказу монополистов от недо-размещения ресурсов с целью получения экономических прибылей. Социально оптимальная цена устанавливается там, где кривые спроса и предельных издержек пересекаются; цена, обеспечивающая справедливую прибыль, устанавливается там, где пересекаются кривые спроса и средних издержек. [2]
Ценовое регулирование деятельности энергокомпаний осуществляется на основе двух подходов: регулирования тарифов и регулирования допустимой нормы прибыли. [3]
При ценовом регулировании могут устанавливаться фиксированные значения тарифов, а также их предельные минимальные и ( или) максимальные уровни. Энергоснабжающие предприятия представляют регулирующим органам на экспертизу обоснованные предложения об установлении тарифов и их предельных значений. При этом расчетный период, на который устанавливаются тарифы, должен быть не менее одного года. [4]
Кроме того, ценовое регулирование естественной монополии предполагает, что производитель должен не только возместить свои издержки, но и получить доход, соответствующий альтернативной ценности использования капитала. Практически оценка уровня нормальной доходности для естественной монополии чрезвычайно затруднена. Довольно сложно определить уровень риска, соответствующий положению естественной монополии, и следовательно, величину премии за риск. Дополнительные проблемы связаны с тем, что уровень хозяйственного риска естественной монополии преимущественно зависит от осуществляемой государством политики. [5]
В данном примере показана роль РЭК в ценовом регулировании, когда на основе анализа, затрат, понесенных электростанцией на производство электроэнергии, и планируемой прибыли РЭК устанавливает тарифы на электроэнергию, снижая при необходимости как необходимые затраты, так и прибыль электростанции. [6]
В законе определен также один из основных методов регулирования деятельности естественных монополий: ценовое регулирование, осуществляемое путем установления цен ( тарифов) или их предельного уровня. [7]
В соответствии с законом в качестве одного из методов регулирования деятельности естественных монополий следует применять ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения ( установления) цен ( тарифов) или их предельного уровня. [8]
Согласно Закону о естественных монополиях железнодорожный транспорт является субъектом естественных монополий, в связи с чем в отношении его допускается ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения ( установления) цен ( тарифов) или их предельного уровня. [9]
Наконец, следует указать на то, что Закон О естественных монополиях в качестве одной из мер регулирования деятельности субъектов естественных монополий указывает на ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения ( установления) цен ( тарифов) или их предельного уровня. [10]
В России суть государственного регулирования определена федеральным законом О естественных монополиях от 17 августа 1995 г. № 147 - ФЗ, в котором указано, что методом регулирования деятельности естественных монополий со стороны государства является ценовое регулирование. Оно заключается в том, что Правительство РФ передало свои полномочия ФЭК России устанавливать для естественных монополий стоимость единицы их продукции ( услуг) и определять потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию. [11]
Смысл Закона состоит в том, чтобы применять указанные в нем методы регулирования. К числу последних относится ценовое регулирование, которое осуществляется посредством определения ( установления) цен ( тарифов) или их предельного уровня, определение потребителей, которые подлежат обязательному обслуживанию, а если соответствующие потребности не могут быть удовлетворены в полном объеме, то установление минимального уровня обеспечения потребителей. [12]
Поэтому в реальной жизни трудно наблюдать картинку из учебника, когда на рынке ресурсов имеется единственный поставщик, вольный устанавливать максимизирующие его прибыль цены. Тем не менее такое стремление всегда имеет место и его можно наблюдать в виде различных попыток обойти ценовое регулирование. [13]
Если бы финансовый и товарный рынки были совершенными и полными, то, конечно же, для компании не было бы оптимальным решением применение любой из рассмотренных тактик защиты. Постоянное ценовое регулирование изменений происходило бы на обоих рынках, и поставщики капитала не были бы связаны с колеблемостью потоков денежных средств и доходов отдельной фирмы. Это имело бы место при предположении о несовершенстве и незавершенности подобных рынков, в случае чего появлялся бы смысл обсуждать различные стратегии хеджирования. Очевидно, что паритет покупательной силы и паритет процентных ставок на практике в целом не сохраняются, но они представляют собой полезные теоретические понятия для определения того, что могло бы произойти. Более того, существуют недостатки зарубежных рынков капитала и ценных бумаг, которые ограничивают эффективность движения денежных средств в условиях общего риска ( включая валютные риски) и дохода. [14]
Государственными органами регулируется примерно 20 % наименований потребительских товаров и услуг. Существует специализированный орган, ведающий вопросами ценообразования, - Межминистерский комитет по ценам и доходам. Согласно Кодексу, все товары и услуги, подлежащие ценовому регулированию, подразделены на две группы: первая группа включает товары и услуги, цены на которые регулирует Межминистерский комитет по ценам и доходам, последний возглавляет министр национальной экономики. [15]