Cтраница 1
Режим особо охраняемых природных территорий в нашей стране наряду с Федеральным законом от 10.01.02 № 7 - ФЗ Об охране ОС устанавливается Федеральными законами от 14.03.95 № 33 - ФЗ Об особо охраняемых природных территориях и от 23.02.95 № 26 - ФЗ О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Правительством РФ утверждены специальные положения по правовому режиму отдельных особо охраняемых природных территорий - о государственных природных заповедниках, национальных парках и др. Особо охраняемые природные территории могут иметь международное, федеральное, региональное или местное значение. [2]
За нарушение режима особо охраняемых природных территорий законодательством России установлена административная и уголовная ответственность. В то же время ученые и специалисты настоятельно рекомендуют существенно увеличить площадь особо охраняемых территорий. Так, для примера, в США площадь последних составляет более 7 % территории страны. [3]
Выявлены нарушения режима особо охраняемых природных территорий: 171 случай незаконной порубки, 61-незаконного сенокошения и выпаса скота, 381-незаконной охоты, 839 -незаконного рыболовства, 384 - незаконного сбора дикоросов, 10 -незаконного захвата земли и самовольного строительства, 906 - незаконного нахождения на территории, 66 случаев загрязнения, 52 - нарушений правил пожарной безопасности, 22 - нарушений режима вертолетами и самолетами. В 1999 г. только в национальных парках было зафиксировано нарушений: правил пожарной безопасности - 433, рыболовства - 624, охоты - 200 и 433 случая самовольной рубки. У нарушителей режима изъято 2070 орудий лова и охоты. Органами государственного земельного контроля привлечено к административной ответственности за земельные нарушения граждан, должностных и юридических лиц: в 1998 г. - 63 2 тыс., в 1999 г. - 73 2 тыс. При проверках соблюдения законодательства об охране морской среды, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ в 1999 г. было выявлено 2835 случаев нарушений, в том числе загрязнения-1795, нарушений правил промысла водных биоресурсов - 560, соответственно наложено штрафов на сумму 3997 тыс. руб. и 5590 тыс. руб., а также 431 тыс. руб. за другие нарушения. За нарушения водного законодательства на юридических и физических лиц в 1999 г. наложено штрафов на сумму около 140 907 27 тыс. руб., но взыскано лишь 346 75 тыс. В 2000 г. органами охотнадзора Министерства сельского хозяйства РФ выявлено 58 3 тыс. случаев нарушения правил охоты. [4]
Субъекты Российской Федерации могут самостоятельно определять категорию, статус и режим особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения. Так, например, в ст. 8 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа Об особо охраняемых природных территориях ЯН АО от 1 октября 1997 г. закреплено: К особо охраняемым природным территориям окружного значения по решению администрации ЯНАО могут быть отнесены природные парки, окружные микрозаповедники, водоохранные зоны водоемов и их прибрежные полосы, генетические резерваты, лечебно-оздоровительные местности, иные особо охраняемые природные территории, создаваемые для охраны природных комплексов и объектов, имеющих окружное значение. [5]
Красную книгу Российской Федерации; незаконная порубка деревьев и кустарников; уничтожение или повреждение лесов; нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. [6]
Такое наказание установлено, к примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений ( до 1 года); за загрязнение атмосферы ( до 2 лет); за порчу земли ( до 2 лет); за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов ( до 2 лет); ограничение свободы. Оно заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста; в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. [7]
К Э.п. относятся: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, правил обращения экологически опасных веществ и отходов, правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами; нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений; загрязнение вод; загрязнение атмосферы; загрязнение морской среды; нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ; порча земли; нарушение правил охраны и использования недр; незаконная добыча водных животных и растений; нарушение правил охраны рыбных запасов; незаконная охота; уничтожение критических мест обитания организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации; незаконная порубка деревьев и кустарников; уничтожение или повреждение лесов; нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. [8]
Благоприятная окружающая среда означает также способность удовлетворять эстетические и другие потребности человека, сохранять видовое разнообразие. Поддержание благоприятного состояния окружающей среды с целью удовлетворения этих потребностей и сохранения способностей пр ироды обеспечивается созданием и регулированием режима особо охраняемых природных территорий и объектов, рекреационных зон и иных территорий. [9]
Работники контрольно-надзорных органов в области охраны земель также стремятся реализовать более привычные для них меры административной ответственности за земельные правонарушения, даже если в деянии несомненно наличествуют признаки состава экологического преступления. К их числу относятся составы загрязнения вод и воздуха, последствия которых вторичным загрязнением могут сказаться на состоянии земель, уничтожении и повреждении лесов, и, конечно, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. [10]
Принятый Государственной Думой закон Об особо охраняемых природных территориях создает правовой механизм учета территорий с благоприятной визуальной средой, согласно которому устанавливается государственный контроль в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков, памятников природы, дендрологических парков, ботанических садов и лечебно-оздоровительных местностей. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, их географическом положении и границах, режиме, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Законом устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. В плане видеоэкологии этот закон имеет большое значение для россиян. В список охраняемых территорий следует включить Байкал, Горный Алтай, Селигер, берега Волги, берег Черного моря. Такие списки должны быть и на местном уровне - зеленые зоны, городские парки и памятники садово-паркового искусства. [11]
Важные понятия были введены в разд. Понятие природно-заповедного фонда, порядок образования и режим особо охраняемых природных территорий, их виды были определены в разд. IX Особо охраняемые природные территории и объекты, к которым отнесены и редкие, и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные. [12]
Предупредительное государственное воздействие на экологических правонарушителей при условиях, определенных законодательством, перерастает в правоохранительную ( принудительную) форму. Это выражается в применения общих правовых ( административных, уголовных, гражданских) и специальных мер ( предупреждение, приостановление, закрытие) государственного экологического воздействия. К соответствующим мерам следует отнести: платежи за незаконную деятельность в области добычи природных ресурсов, их изъятие сверх лимитов, сверхнормативное загрязнение любого вида; ограничение, приостановление и прекращение любого вида хозяйственной и иной деятельности; применение мер эколого-правовой ответственности; специальные меры, обеспечивающие ограничительный и запретительный режим особо охраняемых природных территорий, объектов, зон; меры защиты особо охраняемых видов животных и растений, занесенных в Красную книгу. [13]
Учебник написан с учетом мировых тенденций развития экологического права. Он основан также на анализе действующего российского законодательства в сфере взаимодействия общества и природы. В учебнике отражены новейшие прогрессивные тенденции развития экологического права. Они касаются расширения сферы правового регулирования экологических отношений, определения эколого-правового статуса человека и гражданина и демократизации российского права окружающей среды, в частности вовлечения граждан в дело подготовки и принятия экологически значимых решений. Важнейшее место в учебнике уделено освещению правовых идей и решений, касающихся предупреждения экологического вреда посредством экологического нормирования, оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологической экспертизы, использования лицензионно-договорного механизма, экологической сертификации и др. Наконец, рассмотрены вопросы создания экономико-правового механизма, обеспечивающего рациональное использование природных ресурсов и охраны окружающей среды, юридическую ответственность за экологические правонарушения, регулирование режима особо охраняемых природных территорий. [14]