Cтраница 2
Есть так называемые формальные демократии, в которых права и свободы граждан обеспечиваются не в полном объеме. Вместе с тем можно утверждать, что в свободных странах существуют демократические режимы, в несвободных - авторитарные, а в частично свободных странах - полудемократические / полуавторитарныс режимы. [16]
На современном этапе Латинская Америка переживает сложный период комплексных структурных преобразований, для которых характерно нетрадиционное решение экономических, политических, социальных, институциональных и культурных проблем. Для успешного продвижения реформ созданы и определенные политические предпосылки, прежде всего в виде демократических режимов почти во всех странах. Выяснилось, что успехов добились те страны, к руководству в которых пришли не политики традиционного склада, а интеллектуалы, лидеры нового типа, которым удалось добиться национального согласия. Конфронтация, как и шоковая терапия в ее чистом виде ( разновидность экономического насилия), хотя и могут дать кратковременный эффект, в долгосрочной перспективе таят в себе немало опасностей. [17]
Участнику демократического строя необходимы личный характер и преданность родине, черты, обеспечивающие в нем определенность воззрения, неподкупность, ответственность и гражданское мужество. Демократический режим, в котором такие люди преобладают, - не рушится только тогда, когда некому толкнуть его. Бесхарактерные люди неспособны ни к какому благому начинанию; они только кажутся людьми; они мнимые величины. [18]
В оправдание гражданского неповиновения апеллируют не к принципам личной морали или религиозным доктринам, хотя они и могут совпадать с требованиями человека и подкреплять их; и само собой разумеется, что гражданское неповиновение не может основываться исключительно на групповом или личном интересе. Вместо этого прибегают к разделяемой всеми концепции справедливости, которая лежит в основе политического порядка. Предполагается, что в разумно справедливом демократическом режиме существует публичная концепция справедливости, [ с. [19]
Если ранее вся внешняя политика СССР исходила из ленинского положения о неизбежности войн при империализме, то теперь был сделан вывод о возможности предотвращения мировой войны. В результате разгрома Германии и Японии, установления демократических режимов в большинстве стран, достижения независимости большинством бывших колоний количество миролюбивых стран неизмеримо выросло, возросла и мощь миролюбивых сил. [20]
Теперь я хочу проиллюстрировать содержание принципов естественных обязанностей и обязательств с помощью очерка теории гражданского неповиновения. Как я уже указывал, эта теория разработана только для особого случая близкого к справедливому обществу, такому, которое большей частью вполне упорядочено, но в котором, [ с. Так как я предполагаю, что почти справедливое государство требует демократического режима, теория имеет дело с ролью и уместностью гражданского неповиновения законно установленной демократической власти. Она не применяется к другим формам правления, как и к другим видам несогласия или сопротивления. [21]
Алексис де Токвиль, исследуя закономерности демократического политического режима, говорит и о негативных сторонах демократии. Но существует и более серьезная опасность - практически неизбежное расширение полномочий государства, пределов государственной деятельности при демократическом режиме. [22]
И наоборот, чем более специализированы, дифференцированы услуги, оказываемые благодетелем ( или разными благодетелями), тем более специализирована власть каждого благодетеля. Этим объясняется принципиальное различие между всеохватывающей властью помещика над своими крепостными, абсолютного монарха над своими подданными и системой дифференцированной, специализированной власти демократических режимов. [23]
В этих условиях ПКП сосредоточивает свои усилия на создании широкого социального и военно-политического фронта антифашистского, демократического и прогрессивного характера, способного объединить действия всех тех, кто стремится не допустить возврата к фашистскому прошлому, защитить свободу и основные завоевания португальской революции и обеспечить строительство демократического режима. [24]
В 1947 г. партия была объявлена вне закона, многие ее деятели были арестованы, а затем высланы из страны. В июне 1955 г. в Мексике состоялась конференция ДКП ( имевшая по существу значение съезда), на к-рой был одобрен Устав партии, принято решение о разработке Программы и избран руководящий орган - Секретариат ЦК. В 1959 г. ДКП вошла в состав Доминиканского освободительного движения, к-рое ставило своей задачей свержение диктатуры и установление демократического режима в стране. [25]
Конституционная теория гражданского неповиновения состоит из трех частей. Во-первых, она определяет этот вид несогласия и отделяет его от других форм оппозиции демократической власти. Теория определяет место гражданского неповиновения в этом спектре возможностей. Далее, она устанавливает основания гражданского неповиновения и условия, при которых такое действие оправдано в ( более или менее) справедливом демократическом режиме. [26]
Для экономики важны содержание и конечные цели действия налогового механизма. Платить налоги обязан каждый гражданин, тем самым он вносит посильный вклад в обеспечение цивилизованного образа жизни всей нации. Однако в реальной действительности мы имеем дело с конкретными формами, в которых общественно необходимая категория налог используется государственной властью. Согласие на тот или иной налоговый регламент дает нация в целом. Следовательно, степень развития демократического режима - вот тот постулат, на котором основаны тяжесть налогового бремени и полнота реализации фундаментальных принципов налогообложения: справедливость, равномерность, ясность и экономичность налогов. От выбора форм реализации этих принципов зависит, во что будет обращен далее налог - во благо или во зло. Этот выбор мы определяем сами - через нашу волю к экономической свободе и наше желание жить в цивилизованном обществе. [27]
Обычно он ориентируется либо на тоталитаризм, либо на демократию. Кастро, выбрав коммунистическую ориентацию, перерос в тоталитаризм. Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не долговечны. Их реальная перспектива - перерастание в демократический режим, более устойчивый в современных условиях. [28]
Помимо функций государства, которые характеризуют главное направление деятельности всех его органов, следует различать виды работы соответствующих звеньев государственного механизма, обусловленные своеобразным разделением труда. Благодаря специализации системы государственных органов выделяются в основном три разновидности властной деятельности: законодательная, исполнительная и судебная. Разделение властей, исключающее излишнюю концентрацию полномочий у одного органа, четкое разграничение компетенции органов власти, управления и суда, проведенное последовательно, положительно сказывалось бы на эффективности государственной деятельности и состоянии законности. Если различие в видах властных полномочий находит официальное признание в ряде буржуазных конституций, то на практике теория разделения властей, выдвинутая еще на заре капитализма и отражавшая прежнее соотношение классовых сил, так и не нашла своего полного воплощения. В тоталитарных государствах власть оказывается сконцентрированной в руках отдельных людей или группы лиц, опирающихся на прямое военное подавление народа, социальную демагогию и проводящих агрессивную внешнюю политику, раздувающих военную истерию. Разделение властей может так или иначе реализоваться только при демократическом режиме, но и сам он зависит от разделения властей. [29]