Cтраница 1
Подводные резервуары представляют собой ем кости, погруженные в воду Принцип подводного хранения нефи и нефтепродуктов основан на том, что плотность нефти и нефтепро дуктов меньше плотности воды и они практически не смешиваютс. Исходя из этого, многие конструкции резервуаров запроеь тированы без днища в виде колокола. Продукт в таких емкостял хранится на водяной подушке. [1]
Подводные резервуары бывают железобетонные, из эластичных синтетических или резинотканевых материалов. Известны и металлические подводные резервуары, однако в этих условиях стальная обечайка выполняет роль изоляционной, разделительной перегородки между водой и продуктом. Одним из наиболее экономичных типов подводных хранилищ являются эластичные емкости различной Формы - цилиндрические со сферическим дном или в виде подушки. Ири расположении емкостей на дне водоемов их закрепляют при Помощи якорей. Заполнение емкости производится насосом, а опо - Ро / кнение под действием гидростатического давления воды на оболочку, которое вытесняет нефть по гибким трубопроводам наверх, ри полном опорожнении резервуара эластичная оболочка сплю - Щивается. [2]
Подводные резервуары являются перспективными конструкциями для применения на морских нефтебазах в тех случаях, когда по местным условиям они могут оказаться более эффективными по сравнению с наземными или подземными береговыми резервуарами, а также на морских нефтепромыслах. [3]
Подводный резервуар сигарообразной формы состоит из двух секций, разделенных мягкой перегородкой, способной вытеснять жидкость из каждой секции при заполнении одной из них. Нефть по гибкому нефтепроводу поступает в верхнюю секцию резервуара и вытесняет воду из нижней секции в сваю-ловушку. Опорожнение резервуара от нефти происходит в обратном порядке. [4]
Известны также плавающие железобетонные подводные резервуары без днища. При подаче в такой резервуар бензина вода вытесняется через низ резервуаров. Бензин выкачивается из резервуара без помощи насосов-под влиянием разности удельных весов бензина и воды. [5]
В Норвегии сооружен подводный резервуар с двойной стенкой для нефти емкостью 159 тыс. мЗ, Наружная перфорированная стенка является защитной. Резервуар разделен на 9 отсеков. [6]
В Нидерландах разработана конструкция подводного резервуара, состоящего из трех вертикальных цилиндров, расположенных один над другим. Нижний цилиндр, располагающийся под поверхностью воды, представляет собой собственно резервуар для нефти. Второй цилиндр, имеющий меньший диаметр, располагается в зоне действия волн. В верхнем цилиндре размещается производственное оборудование и помещение для обслуживающего персонала. Резервуар рассчитывается на постоянную осадку, независимо от того, будет ли он заполнен нефтью или балластной водой. [7]
Во Франции запатентована конструкция цилиндрического подводного резервуара из предварительно напряженного железобетона. Цилиндрический резервуар делается из бетона со стальной арматурой. Нагрузка на опорную поверхность передается через прямоугольную бетонную опору. Внутри резервуара устанавливаются перегородки с отверстиями. [8]
В Японии разработан способ сооружения подводного резервуара, обеспечивающий быструю его установку на дне моря. Способ заключается в забивке свай в грунт по периметру резервуара в зоне прибрежного участка. Сваи состоят из металлической оболочки, железобетонного основания и цементного заполнителя. Такие сваи имеют не-э высокую стоимость и хорошо противостоят ударам волн. С внутренней стороны свай укрепляется металлическая сетка или перфорированные металлические листы. [9]
Интересно отметить, что нефтепродукты, хранящиеся в подводном резервуаре, не замерзают даже в самые холодные зимы, так как температура воды в море никогда не бывает ниже 0 С. Немаловажным является и то, что для заправки из подводного резервуара в ряде случаев можно обойтись и без применения насосов: малый удельный вес нефтепродуктов по сравнению с морской водой заставляет подниматься топливо самотеком вверх. [10]
По расположению относительно планировочного уровня строительной площадки различают надземные ( на опорах), наземные, полузаглубленные, подземные и подводные резервуары. [11]
Подводные резервуары бывают железобетонные, из эластичных синтетических или резинотканевых материалов. Известны и металлические подводные резервуары, однако в этих условиях стальная обечайка выполняет роль изоляционной, разделительной перегородки между водой и продуктом. Одним из наиболее экономичных типов подводных хранилищ являются эластичные емкости различной Формы - цилиндрические со сферическим дном или в виде подушки. Ири расположении емкостей на дне водоемов их закрепляют при Помощи якорей. Заполнение емкости производится насосом, а опо - Ро / кнение под действием гидростатического давления воды на оболочку, которое вытесняет нефть по гибким трубопроводам наверх, ри полном опорожнении резервуара эластичная оболочка сплю - Щивается. [12]
Интересно отметить, что нефтепродукты, хранящиеся в подводном резервуаре, не замерзают даже в самые холодные зимы, так как температура воды в море никогда не бывает ниже 0 С. Немаловажным является и то, что для заправки из подводного резервуара в ряде случаев можно обойтись и без применения насосов: малый удельный вес нефтепродуктов по сравнению с морской водой заставляет подниматься топливо самотеком вверх. [13]
В большинстве нефтедобывающих и нефтепотреб-ляющих стран ведутся интенсивные исследования и работы по сооружению нефтехранилищ. Весьма интересны технические решения подземного нефтехранилища сравнительно небольшой емкости ( 22 7 м3), построенного в 1968 г. в Великобритании фирмой ВТК Кет ( огз р1аз - Нсз и выполненного из полиэфирных пластмасс, армированных стекловолокном, а также крупного ( около 71 тыс. м3) подводного резервуара, который американская фирма ОиЬа. [14]
Установка Летящее пламя фирмы Бейкер ( США) применима для предотвращения загрязнения моря продуктами опробования и освоения разведочных скважин, пробуренных с ПБУ и ППБУ, совершенно неприменима при освоении куста скважин, пробуренных с МСП, т.к. в этом случае бесцельно теряется большое количество нефти и конденсата. Поэтому в этом случае применяется другая схема по сбору и вывозу нефти ( конденсата) и сжиганию газа, особенно на глубоководных участках. Преимущество этой схемы состоит в том, что нефть ( конденсат) полностью улавливается, собирается в подводный резервуар и вывозится танкерами. [15]