Народная религия - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Мы не левые и не правые, потому что мы валенки Законы Мерфи (еще...)

Народная религия

Cтраница 1


Народные религии в целом выступают в качестве опоры государственной власти. В ряде случаев ( древний Рим, Иерусалим в эпоху Давида и Соломона) существовавшие ранее культы оказались интегрированными в государственную систему. Государство либо монополизирует культ ( он становится составной частью государственной деятельности) - это происходит довольно редко, - либо, распоряжаясь системой распределения, политические инстанции берут на содержание, субсидируют специалистов по отправлению религиозного культа.  [1]

Элиаде, какая-то часть народной религии дохристианской Европы выжила и сохранилась, причем она не является ни новой формой язычества, ни синкретизмом язычества с христианством, а, с другой стороны, как раз христианский, а не языческий дух пронизывает все эти творения фольклора.  [2]

Это обстоятельство связано не с недостатком политических амбиций духовенства, но главным образом с внутренней системой веры: народные религии ( или диффузные религии) в условиях сложившейся государственной власти оказываются не в состоянии достичь достаточно высокой степени организованности и самостоятельности. Такие религиозные системы продолжают существовать, мало изменяясь при смене режимов до тех пор, пока сохраняется государственная поддержка прежде всего материального характера. Когда она прекращается, такие религии гибнут. Так произошло в Египте, такова судьба и римских культов, казалось бы таких устойчивых, но так быстро оказавшихся вытесненными христианством, когда оно получило государственную поддержку.  [3]

Значительную, если не большую, часть существующих в современном мире религий составляют исторические религии, по своему типу близкие народным религиям, тесно связанные с национально-государственными структурами. Эти религии выполняют функцию поддержки и оправдания Ценностей данного общества. Религия в таких обществах направлена к тому, чтобы поддерживать убеждение в законности политической власти. В какой мере эффективна религия в этой роли можно судить по тому, что во многих обществах и государствах современного мира законность слаба и результатом является политическая нестабильность.  [4]

Но вопрос о том, верил ли Фалес еще, кроме того, в бога, нас здесь не касается; речь идет здесь не о допущениях, верованиях, народной религии... Это - пустое слово, лишенное своего понятия, стр.  [5]

Но вопрос о том, верпл ли Фалес еще, кроме того, в бога, пас здесь не касается; речь идет здесь не о допущениях, верованиях, народной религии... Это - пустое слово, лишенное своего понятия, стр.  [6]

Но вопрос о том, верил ли Фалес еще, кроме того, в бога, нас здесь не касается; речь идет здесь не о допущениях, верованиях, народной религии... Это - пустое слово, лишенное своего понятия, стр.  [7]

Что касается ислама, то в его специфическую религиозность интеллектуализм вторгся - если оставить в стороне официальные школы права и теологии и временный расцвет научных интересов - только после проникновения в него суфизма, общая же ориентация была иной: в народной религии дервишей полностью отсутствует рациональная направленность, а интеллектуальны по своему характеру в исламе только отдельные неортодоксальные, хотя подчас и очень влиятельные секты, в дополнение к этому в университетах ислама, как и в средневековом христианстве, зародились начатки схоластики.  [8]

Интеллектуализация религии спасения и этики приводит, когда религиозность становится массовой, как правило, с одной стороны, к эзотеричности религиозных верований в определенных кругах, с другой стороны, к созданию аристократической сословной этики образованных интеллектуалов в рамках официальной религии, популяризованной и магически-сотериологически преобразованной применительно к потребностям интеллектуальных слоев. Такова совершенно чуждая идее спасения конфуцианская сословная этика бюрократии, наряду с которой продолжает существовать даосская магия и буддийская сакраментальная и ритуальная благодать в качестве застывших народных религий, презираемых теми, кто получил классическое образование.  [9]

Особенно ярко оно проявилось в сфере экономики. Всякое самобытное магическое или мистагогическое влияние духов и богов в интересах отдельных людей сводилось наряду с обещанием долгой жизни, здоровья, почета и продолжения рода, а также лучшей участи в потустороннем мире к богатству как само собой разумеющейся цели; все это мы встречаем в элевсинских мистериях, в финикийской, ведийской религиях, в народной религии Китая, в древнем иудаизме и исламе, в обещаниях благочестивым индуистским и буддийским мирянам. Напротив, сублимированная религия спасения, с одной стороны, и рациональное хозяйство - с другой стороны, все более противостояли друг другу.  [10]

В связи с этим острота общественного противостояния усиливается и для ее сглаживания возникает необходимость прибавить к прямому политическому, военному и правовому принуждению еще и духовное - религиозное и моральное. На смену языческой, народной религии многобожия с ее неорганизованными и беспорядочными отношениями между многочисленными богами разных народов пришла монотеистическая религия, отражавшая в своих представлениях об организации духовной власти на небе и на земле присущие феодализму тенденции к постепенной централизации власти и организации системы господства и подчинения по иерархическому принципу.  [11]

Антропоморфизм может относиться как к физической, так и к духовной стороне человека. То есть, богов представляют себе и как существ, имеющих физические особенности человека, и как мощных существ, обладающих исключительно духовными свойствами, однако чрезвычайно развитыми. Такой физический антропоморфизм мы встречаем в многочисленных народных религиях.  [12]

Пока такое единство представляет ценность и в той или иной мере необходимо для полноценного существования и выживания группы, ритуальная деятельность отмеченного типа будет сохраняться, а по мере того, как она теряет жизненный смысл и значение для соответствующих объединений, она прекращает свое существование. Наиболее живуча она в форме национальных культов, народной религии, в которых национальная принадлежность приобретает религиозное значение.  [13]

Изначального, определяемого самой природой данного социального отношения, конфликта между универсальной религией и государством не существует. Он не наблюдается в истории буддизма, который часто сознательно государственными структурами импортировался в ту или иную страну в надежде получить в этой религии опору. И универсальные религии, обладая развитой организационной структурой и разработанным религиозным знанием, имеют большие, чем народные религии, возможности решать проблему легитимации политической власти с учетом меняющейся ситуации и задач, стоящих перед государственной властью. Преследования христиан римскими властями - особый случай зарождения новой религии в обществе, где существует и функционирует развитая религиозно-государственная система.  [14]

Весь мир распадается на две части: на верных богу христиан, святых и ангелов и на врагов Божиих, защищаемых демонами и отдающихся под их власть. Важно отметить, что при этом магические ритуалы, которые сами по себе были предрелигиозными формами, посредством их дьяволшации возводятся в ранг элементов народной религии.  [15]



Страницы:      1    2