Cтраница 1
Нетрадиционные религии формируются как разновидность харизматических культов. [1]
Деление нетрадиционных религий на эти четыре группы несколько условно, так как в содержательной части вероучений и культовой деятельности между ними нет жестких границ. Неохристианские вероисповедания используют многие элементы восточных учений и культовой практики, при обосновании вероучения широко используется наукообразная фразеология. В свою очередь, ориенталист-ские культы пытаются найти опору в христианском сознании, использовать знакомые для европейцев и американцев христианские образы и понятия. [2]
Следует отметить некоторую расплывчатость данного термина, поскольку все эти так называемые нетрадиционные религии обладают характерными признаками традиционных религий. [3]
В обществе происходит дистанцирование людей от крупных социальных институтов, возрождаются первичные общности: семейные, товарищеские, клубные, повышается интерес людей к искусству, нетрадиционным религиям. Социальная идентификация как бы совершает ценностный кульбит: происходит откат от правил самопричисления, обусловленных сложившейся социальной структурой и требованиями общества, и устанавливаются более спонтанные, самопроизвольные, исходящие из индивидуальности каждого человека правила причисления к группе и формирования социальных общностей. [4]
Во втором томе Истории религии раскрывается становление мировых религий - буддизма, христианства, ислама, показывается их историческое развитие, разделение на направления, течения, деноминации, осмысливаются современные процессы на фоне динамических социально-политических изменений в мире. Авторы анализируют также так называемые нетрадиционные религии и культы, вызванные к жизни сложными постмодернистскими цивилизационными процессами. [5]
Известно, что в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей, расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, что наблюдается в группах населения разных возрастов и профессий, в том числе среди молодежи: в результате обвала прежних идеалов теряются социальные и нравственные ориентиры, слабеет роль институтов социализации молодежи. Особую тревогу вызывает рост влияния в этот период нетрадиционных религий, тоталитарных сект, культовых идей, губительно влияющие на психику людей и их личностное сознание. [6]
В данном пособии освещаются также проблемы происхождения и эволюции религии, вероучения, культа и организации современных традиционных и нетрадиционных религий, рассматриваются проблемы диалога верующих и неверующих по ключевым мировоззренческим проблемам, правовой статус религиозных организаций в современной России. [7]
В данном пособии освещаются та кже проблемы происхождения и эволюции религии, вероучения, культа и организации современных мировых и нетрадиционных религий, рассматриваются проблемы диалога верующих и неверующих по ключевым мировоззренческим проблемам, правовой статус религиозных организаций в современной России. [8]
Но интеграция происходит не только в естественных науках. Идеи эволюции и единства мира все интенсивнее используются в гуманитарных науках. Проводятся многочисленные аналогии между волновой природой и периодичностью общественных процессов и цикличностью физических законов самой природы. Создано такое направление, как технология социальной деятельности ( ТСД), которое использует технологические принципы и методологию синергетики. По словам автора работы [9] ТСД формирует основания для наук следующего поколения, а его мировоззренческая роль состоит в теоретическом осмыслении внедрения нетрадиционных религий в постсоветском пространстве. [9]
Мировые религии, наряду с национально-государственными, охватывают своим влиянием большинство верующего населения земного шара. Однако процесс формирования религиозных систем продолжается и в наше время. Религиоведами установлена определенная взаимосвязь между характером той или иной эпохи и зарождающимися в данную эпоху религиями. Каждая эпоха в соответствии со своими специфическими особенностями порождает и свои разновидности религии. Этот этап характеризуется ослаблением влияния и авторитета традиционных форм религии и появлением значительного числа новых религиозных движений, организаций, культов, которые в нашей отечественной литературе часто называются нетрадиционными религиями. [10]
Поддержку и одобрение как государственных органов, так и общественности встречает деятельность религиозных организаций на ниве благотворительности и милосердия. Многие представители духовенства впервые были избраны народными депутатами в представительные органы власти разных уровней. Значительно возросло число участников богослужений, различных религиозных празднеств и церемоний, причем среди них немало людей нерелигиозных. В общественном сознании приобрел массовый характер интерес к религии и церкви, их месте и роли в истории и культуре народов России, резко вырос спрос на религиозную литературу. В различных слоях общества наблюдается обращение к религии людей, бывших ранее неверующими или даже атеистами. Широкое распространение получают нетрадиционные религии и формы верований, мистика, оккультизм, всякого рода суеверия. [11]