Современная религия - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Идиот - это член большого и могущественного племени, влияние которого на человечество во все времена было подавляющим и руководящим. Законы Мерфи (еще...)

Современная религия

Cтраница 1


Современная религия, начало которой можно отнести к просветительскому деизму, кантовской религии в пределах только разума характеризуется еще более возрастающей субъективностью: не религиозная организация является носителем веры, но личность, берущая на себя функцию контроля символических систем, интерпретации догм, личность - ответственная за себя и нахождение смысла своей жизни, который не задается и не решается больше просто принадлежностью к религиозной организации.  [1]

Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса.  [2]

Изучая религию первобытного общества, видя в нем прообраз сложных современных обществ, Дюркгейм переносил особенности тотемизма на современные религии и отвергал идею бога, как необходимого главного элемента религиозных систем.  [3]

ФЕТИШИ ЗМ - 1) религиозное поклонение предметам - фетишам; одна из древнейших форм религии; пережитки фетишизма имеются и в современных религиях, напр.  [4]

Основанное на методологии преформизма утверждение о всеобщем характере веры в существование сверхъестественного находится в противоречии с накопленными в религиоведении фактами. Изучение этнографами ранних форм религии, а также близкое знакомство с такими современными религиями, как индуизм, буддизм, показало, что в них отсутствует четкое деление мира на естественный и сверхъестественный.  [5]

Наконец, третья проблема состоит в том, что устройство заземления - это не только материальные затраты. С редкими событиями типа удара молнии связана масса представлений, которые являются грубыми суевериями не только с точки зрения той идеологии, которую мы называем наукой, но и с точки зрения современной религии. Мысль о том, что молния не станет поражать божий дом на равных правах с водокачкой и силосной башней, нельзя и в наше время назвать полностью чуждой народному сознанию. Между тем когда мы строим храм, мы ведь устраиваем над ним крышу, так как совершенно не рассчитываем на то, что над храмом не будет выпадать дождь или снег. Удар молнии - такое же погодное явление, как дождь или снег, только редкое. Точка полезного приложения идеологии теории вероятностей в данном вопросе как раз и состоит в преодолении суеверий, связанных с редкостью события. Небезынтересно было бы и назвать более близкую к действительности ( чем официальный расчет) оценку вероятности поражения молнией.  [6]

Линейность истории - враг культуры, потому что лишает ее плодотворных и неожиданных духовных сдвигов. Идею прогресса не зря называют современной религией или эрзацем ее. Эта идея подразумевает веру в разумное понимание, в науку истории, сочетается с некоторым детерминизмом, включает в себя синтез прошлого и предсказание будущего.  [7]

Вера в ад и рай как посмертные обиталища душ и места воздаяния возникла и развилась вместе с возникновением классов в обществе. Если не на земле, то хотя бы в раю угнетенные массы надеялись получить те блага, какими они не могли пользоваться при жизни, а в аду они хотели увидеть своих притеснителей. По церковным учениям, с нек-рыми различиями, принятыми в христианстве, иудаизме, исламе, буддизме и других современных религиях, в ад попадают все, кто не выполняет предписаний церкви и духовенства не только в чисто религиозных, но и в социальных вопросах. Это относится и к революционерам, борцам за передовые идеи, за науку. Рай же обещается церковью трудящимся в награду за терпение, смирение, покорность своей судьбе, за страдания в жизни, а эксплуататорам - за проявления милосердия к бедным, за дешевую благотворительность. Учения и представления об аде и рае помогают эксплуатат.  [8]

Если давний очерк эволюции религии сколько-нибудь убедителен, он должен был бы подсказать две главные области, на которых может сконцентрировать свое внимание социология религии в современном мире. Первая область - это сдвиг от исторической к раннесовременной религии, от преимущественно потусторонних к преимущественно посюсторонним религиозным интересам, предвестником которого была протестантская Реформация, но который теперь совершается практически в каждой религиозной сообщности, особенно в римской католической церкви. Наиболее остро данная проблема стоит в развивающихся странах. Вторая область - сдвиг от религии раннесовременной к тому, что я называю современной религией, который происходит в большинстве наиболее развитых западных стран, а также, быть может, в Японии. В заключение настоящей главы я коротко остановлюсь на каждой из этих проблем.  [9]

С тех пор, как мы узнали природу первобытного клана, мы, напротив, знаем, что родство не может определяться единокровием. Силы, к которым обращены в ней обряды, весьма отличны от сил, занимающих первостепенное место в наших современных религиях, и тем не менее они помогут нам лучше понять последние. Нет, стало быть, ничего несправедливее, чем пренебрежение, с которым многие историки относятся к трудам этнографов. Несомненно, что этнография очень часто вызывала в различных отраслях социологии наиболее плодотворные, революционные изменения. Впрочем, именно по такой же причине открытие одноклеточных существ, о котором мы только что говорили, перестроило бытовавшее представление о жизни. Поскольку у этих простейших существ жизнь сведена к ее основным чертам, последние могут легче распознаваться.  [10]

Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм характеризуют верования и обряды первобытного человека. Но это не значит, что они существовали только в первобытном обществе. Но существовали они всегда, на протяжении всей истории человеческой культуры, Различные формы их проявлений мы можем четко обнаружить во всех последующих религиозных системах, в том числе и в современных религиях. Они также существуют в виде суеверий и других пережитков прошлого в сознании людей.  [11]

Еще более разнообразен круг художественных решений, признаваемых нетрадиционными синкретическими религиями и религиозно-философскими концепциями. Вивеканандой, семьей Рерихов и др.) для них характерен интерес к европейской мистике ( и художественным средствам воплощения ее идей), художественно-философским разработкам темы единства природы, общества и человека ( прежде всего в религиозно-космическом варианте), к экзистенциалистской проблематике [ представленной в наследии Б, Паскаля ( 1623 - 1662), С. Сквозь призму JTUX подходов переосмысливаются многие положения традиционных религий. Как традиционные, так и современные религии нуждаются в образных средствах искусства, обращаются к сокронкщнице сто находок и ассоциаций.  [12]

Как Ленин развил диалектич. Рокиси-ни окэру сюкантэки дзекан-но иги ( Значение субъективных условий в истории), там же, 1934, февраль, Лг 26; Гэндай сюке хихан кова ( Лекции, посвященные критике современной религии), Токио, 1935; Нихон юибуцурон си ( История япон.  [13]



Страницы:      1