Cтраница 1
Тяжелые рельсы меньше изгибаются и меньше напряжены, поэтому они дольше служат. Наряду с этим, обладая большей жесткостью, они быстрее поддаются разрушениям от контактных напряжений, поэтому для продления срока их службы укладывают упругие прокладки под рельсы. [1]
Кроме того, тяжелые рельсы уменьшают сопротивление движению ( из-за меньшего прогиба), значит снижается расход электроэнергии или топлива на тягу поездов и уменьшаются расходы на ремонт подвижного состава. Поэтому масса лежащих в пути рельсов систематически повышается, а рельсы легких типов ( Р43 и легче) для общей сети железных дорог не изготовляют. Потребность в рельсах для малодеятельных линий, подъездных и станционных путей удовлетворяется за счет снятых старогодных рельсов с магистральных линий. [2]
Усиление мощности пути ( тяжелые рельсы и щебеночный балласт) снижает основное сопротивление подвижного состава движению примерно на 0 25 кг / т, что при той же мощности локомотива повышает вес поезда примерно на 3 - 4 %, либо-скорость в среднем примерно на 2 км / час экономит около 5 % топлива или электроэнергии. [3]
Уменьшение эксплуатационных расходов по текущему содержанию и ремонту пути объясняется тем, что более тяжелые рельсы распределяют давление колес на большее протяжение пути, т.е. на большее число шпал, вследствие чего остаточные деформации в шпалах под рельсами и в балласте накапливаются менее интенсивно. [4]
Это означает, что почти половина всех главных железнодорожных путей страны будет переведена на новые, более тяжелые рельсы, что значительно повысит провозную способность железных дорог, уменьшит затраты труда на обслуживание и ремонт путей и резко снизит эксплуатационные расходы. [5]
Укладка тяжелых рельсов приводит к распределению нагрузок на большее число шпал, что уменьшает давление на каждую шпалу. Тяжелые рельсы меньше изгибаются и меньше напряжены, поэтому они дольше служат. Наряду с этим, обладая большей жесткостью, они быстрее поддаются разрушениям от контактных напряжений, поэтому для продления срока их службы укладывают упругие прокладки под рельсы. [6]
За последние годы были выполнены большие работы по усилению путевого хозяйства. На важнейших грузонапряженных магистралях уложены тяжелые рельсы и щебеночный балласт, широко применяются железобетонные шпалы и расширяется полигон применения бесстыкового пути. [7]
Наиболее острой проблемой является путь, который лимитирует внедрение мощных локомотивов, большегрузных вагонов, увеличение скоростей движения. Необходимо реконструировать путевое хозяйство, ускорить перевод пути на тяжелые рельсы и вместо песчаного на щебеночное основание. [8]
Например, рельсы типа Р65 на 26 % тяжелее рельсов типа Р50, а пропускают до смены на 43 % больший тоннаж брутто. Вследствие этого потребность в новой рельсовой стали для пути, в котором используются тяжелые рельсы, меньше, ч м при использовании легких рельсов. [9]
Требуется тщательная планировка межпутного пространства. Большие масса и мощность путепередвигателей дают возможность передвигать путевую решетку из семи-восьми рельсовых ниток ( тяжелые рельсы Р-50 и Р-65), связанных общими шпалами или тягами. Обслуживают машину два-три человека. [10]
В текущей пятилетке заменяются новыми и более тяжелыми рельсами 50 тыс. км железнодорожных линий. В путь укладываются рельсы весом 43 и 50 кг в погонном метре, а также более тяжелые рельсы. По сравнению с существующими новые рельсы имеют еще и то преимущество, что металл в них распределяется более правильно между головкой, шейкой и подошвой. Это, как и термическая обработка новых рельсов, намного повышает их износоустойчивость. [11]
![]() |
Раскладка новых рельсов в кривой перед сплошной сменой. [12] |
Перед сплошной сменой рельсов лежащие в пути рельсы нумеруют по обеим нитям. При этом на одной из рельсовых нитей нумерацию наносят с индексом, чтобы при вторичном использовании рельсов ( если они не требуют ремонта) их можно было уложить в путь в той же последовательности, как они лежали прежде. Заранее очищают заусенцы на шпалах и затесывают шпалы под подкладки больших размеров, если укладывают более тяжелые рельсы. [13]