Классический условный рефлекс - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Дети редко перевирают ваши высказывания. В сущности они повторяют слово в слово все, что вам не следовало бы говорить. Законы Мерфи (еще...)

Классический условный рефлекс

Cтраница 1


Классические условные рефлексы первым описал в начале XX века И. П. Павлов, сразу же усмотревший в них простейшую форму обучения, благодаря которой ассоциируются два события. При классическом условном рефлексе исходно неэффективный раздражитель, называемый условным, повторно сочетается с высокоэффективным раздражителем, называемым безусловным. Вначале условный раздражитель вызывает лишь слабый ответ или вообще никакого; безусловный раздражитель провоцирует бурную реакцию без какого бы то ни было предварительного обучения. В результате выработки условного рефлекса условный раздражитель приобретает способность вызывать либо сильный, либо новый ответ. Для того, чтобы образовалась условная связь, то есть произошло обучение, условный раздражитель должен коррелировать с безусловным, предшествуя ему на некоторый критический промежуток времени.  [1]

При выработке классического условного рефлекса животное получает некоторый раздражитель 5С, вслед за которым подается другой раздражитель 5, например пища. Раздражитель 50 в результате такого процесса приобретает новое значение. Рассмотрим случай, когда при обучении требуется делать выбор. Положим, что выбор делается по-прежнему, но только теперь между двумя безусловными раздражителями, а интенсивность их воздействия изменяется в результате обучения. Будем считать, что по мере выработки условного рефлекса значение поощряемого раздражителя возрастает вместе с возрастанием числа правильных ответов. Введем некоторые допущения относительно этого процесса, добавим возможность поощрения или наказания. Тогда мы можем рассчитать вероятности того или иного ответа исходя из понятия механизма различения, аналогично тому, как мы делали это выше.  [2]

В поведенческих опытах было показано, что у моллюсков можно выработать как привыкание, так и классические условные рефлексы. Однако, прежде чем описывать пластические изменения в идентифицированных нейронах моллюска, необходимо рассмотреть некоторые общие закономерности их пластических изменений.  [3]

Если адаптация бактерий к химическим аттрактантам и репеллентам экспериментально твердо установлена, то экспериментальные сведения о классическом условном рефлексе ( или обучении) бактерий в настоящее время отсутствуют.  [4]

Более широко в животном мире, в особенности у высших животных, распространен способ сохранения информации в виде научения - выработки условного рефлекса, открытого И. П. Павловым: либо внешний сигнал сам после ряда сочетаний с безусловной реакцией ( питьевой, пищевой, оборонительной, половой) вызывает эту же реакцию - классический условный рефлекс, либо животное производит какое-то действие ( нажимает на рычаг для получения пищи) - инструментальный ( оперантный) условный рефлекс.  [5]

Классические условные рефлексы первым описал в начале XX века И. П. Павлов, сразу же усмотревший в них простейшую форму обучения, благодаря которой ассоциируются два события. При классическом условном рефлексе исходно неэффективный раздражитель, называемый условным, повторно сочетается с высокоэффективным раздражителем, называемым безусловным. Вначале условный раздражитель вызывает лишь слабый ответ или вообще никакого; безусловный раздражитель провоцирует бурную реакцию без какого бы то ни было предварительного обучения. В результате выработки условного рефлекса условный раздражитель приобретает способность вызывать либо сильный, либо новый ответ. Для того, чтобы образовалась условная связь, то есть произошло обучение, условный раздражитель должен коррелировать с безусловным, предшествуя ему на некоторый критический промежуток времени.  [6]

С развитием учения о динамическом стереотипе - пишет П. К. Анохин в статье Проблема Павловского научного наследства и зарубежная неврология - схватил одну из наиболее характерных черт целостности в приложении ее к процессам высшей нервной деятельности. Действительно, выработанный динамический стереотип характеризуется рядом свойств, новых по сравнению с классическими условными рефлексами. При этом также утрачивается действие закона физической силы применяемых раздражителей, и животные отвечают слюноотделительной реакцией, характерной не для реально действующего раздражителя, а для раздражителей, которые ранее применялись в определенном порядке. Иными словами, в выработанном динамическом стереотипе нарушается ведущее звено рефлекса, связанное с действием внешнего стимула и его анализом в центральной нервной системе. Значит, целый организм не всегда мапшнооб-разно работает по принципу рефлекса.  [7]

Более косвенными в отношении механизмов, но зато более прямыми по отношению к поведению являются это-логические исследования. Отологический подход к изучению памяти основан на следующей классификации форм обучения: привыкание, классический условный рефлекс, инструментальный условный рефлекс, латентное обучение, инсайт и импринтинг. Следует учитывать, что возможности обучения ограничиваются имеющимися сенсорными функциями и репертуаром моторных реакций. Существуют специфические связи между определенными стимулами и реакциями. Так, оборонительный рефлекс между определенным видом пищи и вызванным этой пищей заболеванием вырабатывается сразу, хотя подкрепление отставлено от стимула на несколько часов. Генетическая несовместимость стимула и подкрепления затрудняет выработку рефлекса. Так, заставить кошку лизать объект, чтобы избежать подачи электрического удара, чрезвычайно трудно. Следует учитывать далее, что разные животные имеют разную генетическую готовность в отношении определенных задач. Оказывается, что возможности сенсорного различия, достигнутого в од-пом виде научения, не используются в другом. Предрасположением к определенным стимулам в отношении специфического типа поведения особенно отчетливо обнаруживается при изучении пения птиц. Так, у зяблика имеется врожденная способность продуцировать примитивную мелодию. Если птица не слышит своего пения, то дальше этой примитивной мелодии развитие не идет.  [8]

Такое понимание процесса подкрепления начинают признавать даже бихевиористы. Так, в недавнем обзоре ( PerkinsT 1968) утверждается, что концепция привлекательности объединяет целый ряд ранее разрозненных фактов. Согласно этой теории, все классические условные рефлексы могут быть описаны как подготовительные ответы, которые повышают характерную привлекательность комплекса стимулов, совпадающих с предъявлением безусловных стимулов. Другие авторы употребляют термин желательность, побудительная ценность или побуждение; я пользуюсь в этой книге термином интерес как субъективным эквивалентом привлекательности. Однако общий смысл: этих терминов сводится к тому, что назначением процесса подкрепления является обращение к некоторым предшествующим состояниям, к некой компетентности организма, что в свою редь приводит к изменению этих состояний.  [9]

10 Основные типы научения согласно классификации, предложенной Торпом ( Thorp, 1963. [10]

Выявлено в исследованиях Скиннера, проведенных на голубях. Сочетание данного действия с наградой или наказанием соответственно повышает или уменьшает вероятность повторения этого действия в дальнейшем. Эффективность такого научения, как и в случае классического условного рефлекса, повышается при проведении ряда повторных опытов.  [11]



Страницы:      1