Роль - иди - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Если человек знает, чего он хочет, значит, он или много знает, или мало хочет. Законы Мерфи (еще...)

Роль - иди

Cтраница 1


Роль идей в истории сводится к оправданию тех действий и институтов, которые в действительности имеют независимое от идей происхождение и должны объясняться в основном соображениями материального толка... В настоящее время нужно со всей определенностью признать, что религиозные идеи внедрялись в жизненный обиход как оправдание социального и технического развития. И все же вместе с Уайтом я бы задался вопросом: могут ли современная наука или современная техника быть объяснены одной лишь структурой общества или экономическими силами, но безотносительно к вере в упорядоченность сотворенного мира и в право человека использовать ее для своей пользы.  [1]

Роль идей сегодня прекрасно осознают и наши идеологические противники на Западе, которые стремятся целенаправленно воздействовать на сердца и умы людей, привить им буржуазное миропонимание.  [2]

Особенно велика роль идей и работ Сеченова и И. Павлова, доказавших рефлекторную природу психической деятельности животных и человека. У человека, доказали они, помимо общей с животными первой сигнальной системы отражения действительности образовалась вторая, речевая сигнальная система, связанная со словесным абстрактным мышлением. Если видовой опыт у животных передается по наследству в форме инстинктов, то у людей усвоение исторически сложившихся форм деятельности происходит в процессе индивидуального развития человека. Поэтому такие специально человеческие способности, как речевой и музыкальный слух, способность к абстрактному мышлению и др., являются функциями гл.  [3]

Выводы о роли квантовохимических идей и методов должны опираться на историю современной химии. Если воспользоваться понятиями сущность и явление, то, перефразируя критикуемого автора, можно сказать: квантово-химическим явлениям соответствует квантовохимическая же сущность.  [4]

Объяснив природу и особенности общественного сознания, диалектический материализм раскрыл и подлинную роль идей в общественной жизни. Идеи не могут сами по себе преобразовать, изменить мир, как это представляли себе философы домарксового периода. Новые идеи могут вывести лишь за рамки идей старого мира, но ломает, преобразует этот мир только революционная практика.  [5]

Энгельс раскрыл и идейные истоки христианства, показав, в частности, роль идей Фи-лона и Сенеки в разработке христ. Откровение Иоанна, Энгельс отмечал, что она помогает увидеть дейст-вит. До настоящего времени положения Энгельса, выдвинутые в его работе и развитые им впоследствии в работах Книга откровения и й истории первонач.  [6]

Жизнь показала, что основной тенденцией развития современной политической культуры является неуклонное возрастание роли идей, доносимых до народа при помощи слова - письменного и, устного, звучащего в парламенте, на митингах, л избирательных кампаниях, во всех видах дискуссий и полемик. Уйти от слова - убеждающего и опровергающего, прославляющего и осуждающего - невозможно; такая попытка приведет лишь к тому, что власть над душами, а затем и над всей жизнью людей возьмет тот, кто понимает, что умное слово - первейшее из дел. Как отмечал соратник Леха Валенсы Яцек Куронь, власть захватывает тот, кто овладевает умом народа.  [7]

Вместе с тем Плеханов вслед за Энгельсом указал на обратное воздействие надстроечных явлений на экономику, раскрыл относит, самостоятельность развития идеологии, роль идей и теории в жизни общества.  [8]

Выдвинутое в отчетном докладе ЦК КПСС требование об усилении идеологической работы партии, о том, чтобы в этом важном деле участвовал каждый коммунист, соответствует марксистско-ленинскому учению о роли идей в развитии общества. И мы целиком и полностью поддерживаем такую постановку вопроса.  [9]

В; Роль идей в обществ, развитии, там же, 19391 М 4; Философия Канта и Гегеля, ПЗМ, 1939, JS1 6; Нем. О фрагменте Ленина К вопросу о диалектике, В помощь марксистско-ленинскому образованию, 194 ( К № 22; Незабываемые страницы истории революционного марксизма.  [10]

Особенно велика роль идей и работ Сеченова и И. Павлова, доказавших рефлекторную природу психической деятельности животных и человека. У человека помимо общей с животными первой сигнальной систе - мы действительности образовалась вторая, речевая сигнальная ситема Сигнальные системы), связанная со словесным абстрактным мышлением.  [11]

Особенно велика роль идей и работ И. Павлова, доказавших рефлекторную природу психической деятельности животных и человека.  [12]

Подводя итоги всему сказанному, важно подчеркнуть, что средневековая культура обладала несомненной целостностью, обеспечиваемой феодализмом и христианством. Мировоззренчески это выражалось в систематизирующей роли идей геоцентризма ( основная черта), креационизма и фатализма, необходимости экзегезы. Господствующий принцип типизации был произведен от христианской идеи Бога как носителя всеобщего, универсального начала.  [13]

Кстати, именно такое примитивное понимание экономического детерминизма, а тем самым и материалистического понимания истории и было одной из причин критики марксизма со стороны ряда сторонников историко-экономического направления. Так, например, В.К. Пискорский, сказав во вводной лекции к курсу всеобщей истории, прочитанной в 1906 г., что ни одна теория не оказала таких огромных услуг исторической науке, как учение о том, что не сознание людей определяет их бытие, а напротив, их общественное бытие определяет их сознание, что во всякую эпоху господствующая форма производства и обмена служит основанием для социального, политического и умственного развития 208, в то же время упрекнул материалистическое понимание истории за недооценку роли идей и нравственных мотивов.  [14]

Просматривая работы 30 - х и 40 - х годов, я часто с - горечью отмечаю недостаточно полное отражение идей и полученных результатов отца. Так, И. Е. Тамм в биографическом очерке об отце отметил: Он давал главное - давал новые идеи, создавал новые концепции. Имена этих ученых известны всем специалистам в соответствующей области науки, решающая же роль идей Я [ кова ] Щлъича ] ( хотя имя его и упоминается в первых работах основоположников этих областей) слишком часто оставалась в тени. А сколько глубоких попутных идей разбросано в его статьях.  [15]



Страницы:      1    2