Cтраница 3
Министерство финансов СССР, министерства финансов союзных и автономных республик и местные финансовые органы, имея утвержденный бюджет, составляют и утверждают роспись доходов и расходов бюджета на год с разделением всех составляющих бюджета по кварталам на основе бюджетной росписи. Она составляется по разделам, главам, параграфам и статьям бюджетной классификации. [31]
Нитти указывает еще на одно свойство бюджета - специализацию. Бюджетные росписи должны подразделяться на категории, главы, параграфы и статьи. Когда парламент утвердит такой специализированный бюджет, то правительство уже не имеет права переводить суммы из одного параграфа сметы в другой, с одного назначения на другое. [32]
Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по их распорядителям и получателям на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня его утверждения. [33]
Оперативный документ, на основе которого осуществляется исполнение бюджета - поквартальная роспись доходов и расходов. Бюджетная роспись - документе поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлениях из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. [34]
Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по их распорядителям и получателям на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня его утверждения. [35]
Утвержденная на год бюджетная роспись является оперативным планом исполнения бюджета, на основании которого устанавливаются сроки, а также сумма взносов и платежей из доходов, открываются кредиты и осуществляется финансирование предприятий, организаций и учреждений железнодорожного транспорта. Бюджетную роспись доходов и расходов для железных дорог, предприятий, организаций и учреждений железнодорожного транспорта утверждает Министерство путей сообщения. [36]
Если говорить о России в целом, то ее финансовое положение перед началом первой мировой войны было довольно устойчивым. По бюджетной росписи на 1914 г. доходы были определены в сумме 3522 млн руб., расходы - 3303 млн руб. В общегосударственных доходах одной из наиболее крупных статей был доход от казенной винной монополии - 935 8 млн руб. Казенные имущества и капиталы приносили 805 млн руб., среди них наибольшие доходы обеспечивали железная дорога и лесной доход. Налоги планировались по трем подразделениям: прямые налоги - 264 5 млн руб., косвенные налоги - около 710 млн руб. и пошлина - более 230 млн руб. Среди прямых общегосударственных налогов выделялся промысловый налог - 145 8 млн руб., с ростом к 1913 г. на 12 2 млн руб., или на 9 1 %, что свидетельствует о развитии промышленности в России. [37]
На основании бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее получения утверждают финансовый орган и главных распорядителей бюджетных ассигнований на период действия утвержденного бюджета. [38]
Финансирование производится на основании утвержденной бюджетной росписи. В соответствии с бюджетной росписью сумма выделенных бюджетных ассигнований оформляется утверждением расходного расписания, которое представляет собой план финансирования расходов за счет государственного бюджета. Руководители министерств, объединений, организаций и учрежденй, которым предоставлено право по утвержденному бюджету получать и распоряжаться бюджетными ассигнованиями, называются распорядителями бюджетных кредитов. [39]
При перевыполнении плана по доходам дополнительно полученные средства могут направляться финансовым органом на уменьшение размеров дефицита бюджета и на выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон ( решение) о бюджете. При этом подготавливается и утверждается дополнительная бюджетная роспись. Во всех других случаях финансирование расходов сверх утвержденного бюджета осуществляется после внесения изменений и дополнений в утвержденный бюджет. [40]
Открытие кредитов заключается в том, что Министерство финансов СССР дает по документу установленной формы указание Госбанку ( или банку долгосрочных вложений в отношении проектных организаций) предоставить в распоряжение руководителя данного министерства или ведомства кредит в определенных размерах на соответствующий квартал по определенным подразделениям той или иной сметы. Кредиты открываются в пределах квартальных ассигнований по утвержденной бюджетной росписи. [41]
Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись. В случае необходимости направить дополнительные доходы на другие цели либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10 % финансирование расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. Эти изменения и дополнения принимаются по итогам исполнения бюджета за квартал или полугодие, в котором такое превышение было получено. [42]
Главный распорядитель бюджетных средств определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат. Он утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и представляет их для исполнения в орган, исполняющий бюджет. [43]
Предельные размеры отклонений объемов бюджетных ассигнований с учетом внесенных в них изменений от утвержденных бюджетной росписью и законом о бюджете для распорядителей и получателей бюджетных средств не должны превышать соответственно 10 % и 15 % утвержденных бюджетных назначений. При внесении изменений в сводную бюджетную роспись вносятся соответствующие изменения и в бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств, а также в сметы доходов и расходов подведомственных учреждений. [44]
Права и обязанности бюджетополучателя также строго регламентированы. Он имеет право на: своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации; своевременное доведение уведомления о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; компенсацию в размере недофинан-сирования по решению судебных органов. [45]