Cтраница 1
Личная аналогия была, к примеру, применена в одной из синектических сессий, когда группа конструкторов решала проблему механизма с характеристикой сохранения постоянной скорости на выходном валу. Надлежало выяснить: каково должно быть устройство управления двумя валами, вращающимися при скоростях от 400 до 4000 оборотов в минуту так, чтобы с конца выходного вала снималась постоянная скорость в 400 оборотов в минуту. [1]
В последние годы широко применяют личную аналогию, иначе - эмпатию. Это своеобразный прием, с помощью которого человек пытается отождествить себя с исследуемым объектом. Тут возможны более наглядное восприятие задачи и выработка удачного решения. [2]
Как мы уже говорили, Гордон, создавая синектику, дополнил мозговой штурм четырьмя видами аналогий, в том числе эмпати-ей - личной аналогией. Сущность этого приема заключается в том, что человек, решающий задачу, входит в образ совершенствуемого объекта и старается осуществить требуемое задачей действие. Если при этом удается найти какой-то подход, какую-то новую идею, решение переводится на технический язык. Диксон - состоит в том, чтобы стать деталью и посмотреть с ее позиции и с ее точки зрения, что можно сделать [ 9, с. Диксон указывает, что этот метод очень полезен для получения новых идей. [3]
В литературе по творчеству нередки обращения к синектике Гордона ( см.: Gordon W. J. J. Гордон определяет теорию синектики как операционную теорию, предназначенную для сознательного использования подсознательных психологических механизмов, действующих в процессе творчества. Группа ученых, которой предлагают решить задачи, пользуется, по наблюдениям Гордона, аналогиями четырех видов - прямой аналогией, когда, например, технический объект сравнивают с биологическим; символической, когда для предложенной проблемы удается дать общее определение, которое вызывает некоторые необходимые ассоциации; фантастической, когда мысленно создается идеальная ситуация, пусть даже противоречащая законам природы, в которой задача легко решается; наконец, личной аналогией, когда члены группы воображают себя элементами предложенной ситуации. [4]