Cтраница 4
Очагом разрушения называют весьма малую зону, прилегающую к фокусу излома и соответствующую начальной макроскопической трещине усталости. Зона излома в области очага разрушения обычно характеризуется наибольшим блеском и наиболее гладкой поверхностью по сравнению с другими участками излома. Усталостные линии на поверхности очага разрушения обычно отсутствуют. На усталостном изломе могут быть и несколько очагов разрушения. Одновременное возникновение нескольких таких очагов свойственно большим напряжениям, соответствующим ограниченной долговечности по кривой усталости. [46]
Кривые усталости, соответствующие образованию первых следов сдвига ( линия 2 и окончательному разрушению ( линия 1 образцов.| Схема обрасования экструзий в сплаве алюминия с 4 % меди 160. [47] |
Очаг разрушения - малая зона, прилегающая к фокусу излома и соответствующая начальной макроскопической трещине усталости. Зона излома в области очага разрушения обычно характеризуется наибольшим блеском и наиболее гладкой поверхностью по сравнению с другими участками излома. Усталостные линии на поверхности очага разрушения обычно отсутствуют. На усталостном изломе могут быть и несколько очагов разрушения. [48]
Поверхность коррозионного усталостного излома покрыта слоем продуктов коррозии. Зона гладкого излома, характерная для чисто усталостного разрушения, отсутствует. Это место излома имеет размытые очертания. [49]
При отсутствии на макроизломе информации о предполагаемой эволюции фронта трещины необходимо ориентировочно выбрать 5 - 8 направлений, в которых далее проводят микрокартографирование излома. Направления выбирают так, чтобы они пересекали все зоны излома с последовательно возрастающей шероховатостью от очага разрушения до зоны долома. [50]
Вырезание образца должно производиться таким образом, чтобы исследуемая плоскость шлифа проходила через место, наиболее характерное для данного исследования. При исследовании причин поломок плоскость шлифа должна захватывать зону излома. [51]
От этапа нагружения лопасти перед заходом на посадку и следующим этапом нагружения на взлетном режиме в изломе формируется группа усталостных макролиний. Далее в период установившегося полета происходит продвижение трещины с формированием гладкой зоны излома. Появление большего числа макролиний на этапе ускоренного и нестабильного роста трещины может быть объяснено возрастанием чувствительности материала к тем циклам нагружения, которые на этапе стабильного роста трещины не приводили к формированию усталостных макролиний. Помимо того, в период нестабильного роста трещины возможно чередование этапов дискретного статического проскальзывания усталостной трещины и последующего ее подрастания по механизму ускоренного усталостного разрушения. В последнем случае на изломе формируются небольшие по протяженности зоны с разной шероховатостью, между которыми имеется четкая макроскопическая граница, отвечающая смене механизма роста трещины. [52]
При контрольных исследованиях поломок инструмента шлиф надлежит изготовлять, захватывая зону излома. [53]
Круговой усталостный излом возникает на вращающихся деталях, работающих на изгиб. В этом случае несколько трещин, расположенных по диаметру, объединяются, вследствие чего зона окончательного излома располагается близко к центру круглой детали. [54]
При этом было установлено, что в случае смены механизма разрушения при введении выдержки в цикле нагружения происходит существенное ( в несколько раз) увеличение СРТ. При этом важно отметить, что при межсубзерен-ном разрушении шаг усталостных бороздок, наблюдавшихся лишь в немногочисленных зонах излома на общем фоне фасеточного рельефа, отстает от СРТ. Возрастание СРТ при переходе к трапецеидальной форме цикла нагружения сопровождается одновременным увеличением шага усталостных бороздок. [56]
Внешний вид излома усталости отличается от изломов другого происхождения наличием двух зон. Одна - зона усталости - имеет глад-кую, притертую, как бы шлифованную поверхность; другая - зона конечного излома, возникающая в результате ослабления деталей под влиянием уста лестной трещины, - имеет шероховатую, светлую в начальный момент после излома поверхность. [57]
Выявленная закономерность формирования морфологии макрорельефа в направлении роста трещины позволяет интерпретировать кинетику усталостного разрушения следующим образом. В процессе нестационарного нагружения в изломе формируется группа макроусталостных линий, а в период установившегося режима происходит продвижение трещины с формированием гладкой зоны излома. На этапе ускоренного и нестабильного роста усталостн ой трещины появление числа макролиний большего, чем на этапе ее равномерного развития, может быть объяснено возрастанием чувствительности материала к тем циклам нагружения, которые ранее ( на этапе стабильного роста трещины) не приводили к формированию макроусталостных линий. Помимо этого в период нестабильного роста трещины возможно чередование этапов дискретного статического проскальзывания усталостной трещины и последующего ее подрастания по механизму ускоренного усталостного разрушения. В последнем случае на изломе формируются небольшие по протяженности зоны с разной шероховатостью, между которыми имеется макроскопически четкая граница, отвечающая смене механизма роста трещины. [58]
Проведено исследование зависимости скорости развития вторичных микротрещин от величины растягивающего напряжения, энергии расклинивания и температуры. Проведены измерения поверхностной плотности микротрещин п по длине образцов 1 и обнаружено качкообразное возрастание п на 1 / 3 - 1 / 2 1, отвечающей началу перьевой зоны излома. [59]