Cтраница 3
Геологические разрезы должны показывать строение грунтов на глубину, превышающую глубину котлована ( для определения расчетного расстояния т от дна выработки до ближайшего водоупорного слоя), и изменения с глубиной водопроницаемости водоносных слоев. Исходя из условий питания, назначаются расчетные значения радиуса R или ширины L зоны депрессии, применяемые при расчетах установившегося притока воды к водопони-зительной системе. [31]
В экономической теории они так и называются длинные волны Кондратьева, или К-циклы, состоящие из повышительной и понижительной волн и зон депрессии. [32]
По существу, за этим условием скрывается цепь событий, состоящая в том, что какие-то инженерные сооружения или комплексы через геологическую среду начинают воздействовать на другие геологические объекты, вызывая нарушение их эксплуатации или деформацию сооружений. Например, создание горных выработок вызывает нарушение пород кровли, оседание или провал земной поверхности и деформацию или разрушение наземных сооружений, оказавшихся в зоне депрессии или в воронке обрушения. [33]
Наибольшие затруднения в процессе исследований создает воспроизведение температур и температурных градиентов, оказывающих наибольшее влияние на физико-механические и фрикционные свойства трущихся материалов. Вследствие влияния температуры трение неметаллических фрикционных материалов характеризуется наличием длительной зоны низких и достаточно устойчивых значений коэффициента трения. Эта зона депрессии образуется, как правило, после снижения первоначальных высоких значений коэффициента трения; ее длительность зависит от скорости скольжения и от значения коэффициента взаимного перекрытия. Уменьшение последнего положительно влияет на стабильность коэффициента трения, способствует увеличению среднего значения этого коэффициента и повышает износостойкость фрикционной пары. [34]
Наибольшие затруднения создает воспроизведение равенства температур и температурных градиентов, оказывающих наибольшее влияние на физико-механические и фрикционные свойства трущихся материалов. Вследствие влияния температуры трение неметаллических фрикционных материалов характеризуется наличием длительной зоны низких и достаточно устойчивых значений коэффициента трения, образующихся при достижении определенных значений температур. Эта зона депрессии образуется, как правило, после снижения первоначальных высоких значений коэффициента трения. Длительность зоны депрессии зависит от скорости скольжения и от значения коэффициента взаимного перекрытия. Уменьшение коэффициента взаимного перекрытия положительно влияет на стабильность коэффициента трения, способствует увеличению среднего значения коэффициента трения и повышает износостойкость. Но эффективность пары трения с уменьшением коэффициента взаимного перекрытия, при прочих равных условиях, несколько снижается. Увеличение коэффициента взаимного перекрытия приводит к сокращению зоны депрессии. При попадании в зону депрессии скорость нарастания температуры в процессе трения резко уменьшается. На зону депрессии влияет также и увеличение давления, приводящее к увеличению площади фактического контакта и повышению коэффициента трения. Снижение коэффициента трения при увеличении температуры приводит, в свою очередь, к уменьшению интенсив - ности теплового потока и уменьшению температуры. Таким образом, оба фактора - температура, характеризующая изменение механических свойств трущихся элементов, и коэффициент трения, характеризующий динамику торможения, - оказываются взаимосвязанными. [35]
Аналогично происходит течение корки из смежных областей под трубу. По бокам трубы может возникать депрессия, которая достигает величины, близкой к пластовому давлению. Если у стенки скважины давление в корке в зоне депрессии приблизительно равно давлению в корке в смежных участках, а ее плотность и прочность относительно велики, то при приближении к верхним слоям корки картина иная. Во-вторых, корка в верхних слоях рыхлая и может приближаться по своим механическим свойствам к буровому раствору, напряжение сдвига которого составляет сотни килопаскалей. В результате верхние слои корки проникают под трубу и корка уплотняется до тех пор, пока градиент давления в корке не станет равным напряжению ее сдвига. [36]
Зависимость коэффициента трения.| Зависимость интенсивности изнашивания от температуры трения для материалов ФА-15-ЗЩ, ФК-16Л, 6КХ - 1 по чугуну ЧНМХ. [37] |
Данные рис. 4 показывают, что при сравнительно малой скорости скольжения коэффициент трения имеет высокие и, как правило, повышающиеся значения по мере увеличения КБЗ. При более высоких значениях скорости происходит снижение коэффициента трения, переходящее в длительную зону более или менее стабильных показателей коэффициента трения, в зону депрессии его. Высокие значения квз даже при малых скоростях скольжения вызывают значительные температуры на поверхности трения, влияющие на поведение материалов пары трения. [38]
Наибольшие затруднения создает воспроизведение равенства температур и температурных градиентов, оказывающих наибольшее влияние на физико-механические и фрикционные свойства трущихся материалов. Вследствие влияния температуры трение неметаллических фрикционных материалов характеризуется наличием длительной зоны низких и достаточно устойчивых значений коэффициента трения, образующихся при достижении определенных значений температур. Эта зона депрессии образуется, как правило, после снижения первоначальных высоких значений коэффициента трения. Длительность зоны депрессии зависит от скорости скольжения и от значения коэффициента взаимного перекрытия. Уменьшение коэффициента взаимного перекрытия положительно влияет на стабильность коэффициента трения, способствует увеличению среднего значения коэффициента трения и повышает износостойкость. Но эффективность пары трения с уменьшением коэффициента взаимного перекрытия, при прочих равных условиях, несколько снижается. Увеличение коэффициента взаимного перекрытия приводит к сокращению зоны депрессии. При попадании в зону депрессии скорость нарастания температуры в процессе трения резко уменьшается. На зону депрессии влияет также и увеличение давления, приводящее к увеличению площади фактического контакта и повышению коэффициента трения. Снижение коэффициента трения при увеличении температуры приводит, в свою очередь, к уменьшению интенсив - ности теплового потока и уменьшению температуры. Таким образом, оба фактора - температура, характеризующая изменение механических свойств трущихся элементов, и коэффициент трения, характеризующий динамику торможения, - оказываются взаимосвязанными. [39]
Но эффективность пары трения с уменьшением коэффициента взаимного перекрытия при прочих равных условиях несколько снижается. Увеличение указанного коэффициента приводит к сокращению зоны депрессии. При работе в этой зоне скорость нарастания температуры в процессе трения резко уменьшается. На зону депрессии влияет также и увеличение давления, приводящее к увеличению площади фактического контакта и повышению коэффициента трения. Снижение последнего при увеличении температуры приводит, в свою очередь, к снижению интенсивности теплового потока и температуры. Таким образом, оба фактора - температура, характеризующая изменение механических свойств трущихся элементов, и коэффициент трения, характеризующий динамику торможения, оказываются взаимосвязанными. [40]
Положительный или резкоположительный результат пробы, по нашему убеждению, свидетельствует о том, что при имеющемся у больного уровне офтальмотонуса надежный запас прочности зрительных функций отсутствует и компенсаторные механизмы организма не способны обеспечить их защиту даже от сравнительно небольших дополнительных подъемов офтальмотонуса. Глаукома в подобных случаях должна быть признана нестабилизированной, а проводимое лечение - недостаточным. На основе данных КПП такой вывод нужно было сделать в отношении более половины ( 90 из 163) всех наблюдений группы, считавшейся, по обычным представлениям, стабилизированной. По-видимому, 6 исследуемых точек было недостаточно, чтобы выявить зону депрессии зрительных функций. [41]
Консолидация корки, выражаемая через коэффициент консолидации и фактор времени, играет доминирующую роль при определении времени действия нефтяной ванны или ванны из любой однофазной жидкости. При ликвидации прихвата в условиях скважины труба в основном лежит на ее стенке, поэтому механизм консолидации и действия нефтяной ванны несколько усложняется. Вследствие роста депрессии в зоне контакта трубы с глинистой коркой происходит засасывание некоторого объема корки, равного уменьшению объема ее порового пространства. Например, если принять, что начальная пористость корки составляет 30 %, а ее остаточная пористость - 10 %, то объем глинистых частиц, поступающих в зону депрессии под трубой из участков, смежных с ней, составляет 20 % от первоначального объема корки. После установки жидкостной ванны может засасываться в основном корка из верхних рыхлых слоев, контактирующих с жидкостью панны, поэтому коэффициент трения и удельная адгезионная сила уменьшаются. Таким образом, для повышения эффективности нефтяной ванны целесообразно интенсифицировать процесс консолидации. [42]
Использование термометрии для решения перечисленных выше задач не исчерпывает всех возможностей метода. Так, например, более 10 лет назад Э.Б.Чекалюком теоретически были предпосылки применения термометрии для глубинного ния эксплуатируемого скважиной нефтяного пласта. Дальнейшее процессом установления теплового поля в нефтяном пласте И окружающих породах позволило нам обосновать два новых способа глубинного зондирования. Один из них основан на связи распределения давления в работающем пласте с установившимся температурным полем в зумпфе скважины. Расчеты показали, что величине эффективного радиуса зоны депрессии в пласте соответствует расстояние по оси скважины от подошвы пласта до точки, где отклонение от геотермы составляет 0 12 величины дроссельного эффекта в пласте. Для практического использования этого Способа достаточно одного высококачественного замера температуры по оси скважины, длительное время эксплуатировавшейся в неизменном режиме [ А. [43]
Наибольшие затруднения создает воспроизведение равенства температур и температурных градиентов, оказывающих наибольшее влияние на физико-механические и фрикционные свойства трущихся материалов. Вследствие влияния температуры трение неметаллических фрикционных материалов характеризуется наличием длительной зоны низких и достаточно устойчивых значений коэффициента трения, образующихся при достижении определенных значений температур. Эта зона депрессии образуется, как правило, после снижения первоначальных высоких значений коэффициента трения. Длительность зоны депрессии зависит от скорости скольжения и от значения коэффициента взаимного перекрытия. Уменьшение коэффициента взаимного перекрытия положительно влияет на стабильность коэффициента трения, способствует увеличению среднего значения коэффициента трения и повышает износостойкость. Но эффективность пары трения с уменьшением коэффициента взаимного перекрытия, при прочих равных условиях, несколько снижается. Увеличение коэффициента взаимного перекрытия приводит к сокращению зоны депрессии. При попадании в зону депрессии скорость нарастания температуры в процессе трения резко уменьшается. На зону депрессии влияет также и увеличение давления, приводящее к увеличению площади фактического контакта и повышению коэффициента трения. Снижение коэффициента трения при увеличении температуры приводит, в свою очередь, к уменьшению интенсив - ности теплового потока и уменьшению температуры. Таким образом, оба фактора - температура, характеризующая изменение механических свойств трущихся элементов, и коэффициент трения, характеризующий динамику торможения, - оказываются взаимосвязанными. [44]
Наибольшие затруднения создает воспроизведение равенства температур и температурных градиентов, оказывающих наибольшее влияние на физико-механические и фрикционные свойства трущихся материалов. Вследствие влияния температуры трение неметаллических фрикционных материалов характеризуется наличием длительной зоны низких и достаточно устойчивых значений коэффициента трения, образующихся при достижении определенных значений температур. Эта зона депрессии образуется, как правило, после снижения первоначальных высоких значений коэффициента трения. Длительность зоны депрессии зависит от скорости скольжения и от значения коэффициента взаимного перекрытия. Уменьшение коэффициента взаимного перекрытия положительно влияет на стабильность коэффициента трения, способствует увеличению среднего значения коэффициента трения и повышает износостойкость. Но эффективность пары трения с уменьшением коэффициента взаимного перекрытия, при прочих равных условиях, несколько снижается. Увеличение коэффициента взаимного перекрытия приводит к сокращению зоны депрессии. При попадании в зону депрессии скорость нарастания температуры в процессе трения резко уменьшается. На зону депрессии влияет также и увеличение давления, приводящее к увеличению площади фактического контакта и повышению коэффициента трения. Снижение коэффициента трения при увеличении температуры приводит, в свою очередь, к уменьшению интенсив - ности теплового потока и уменьшению температуры. Таким образом, оба фактора - температура, характеризующая изменение механических свойств трущихся элементов, и коэффициент трения, характеризующий динамику торможения, - оказываются взаимосвязанными. [45]