Cтраница 2
При частной собственности, основанной на чужом труде, соединение рабочей силы со средствами производства происходит под командой собственника - хозяина этих средств производства. Такие отношении неизбежно влекут за собой эксплуатацию человека человеком, обусловливают разделение общества на противоположные, антагонистические классы, порождают отчужденность между людьми, анархию общественного производства. В зависимости от того, каковы именно конкретные формы частной собственности, основанной на чужом труде, складываются различия между эксплуататорскими общественными формациями - рабовладельческой, феодальной, буржуазной. Их многое объединяет, но между ними есть и существенные различия. [16]
Система законов политической экономии каждой ступени развития общества соответствует системе экономических отношений. Например, в капиталистическом обществе, основным экономическим законом которого является закон производства и присвоения прибавочной стоимости, с необходимостью возникают законы капиталистической конкуренции и анархии общественного производства, всеобщий закон капиталистического накопления, закон средней нормы прибыли, закон цены производства и другие законы капиталистической экономики. В социалистическом обществе основным экономическим законом является обеспечение полного благосостояния всех членов общества и свободного всестороннего развития личности путем непрерывного роста и совершенствования общественного производства. [17]
В об-ве, разделенном на антагонистические классы, общественные отношения враждебно противостоят людям и господствуют над ними. Социалистическая революция уничтожает антагонизм классов и освобождает людей от социального гнета. С обобществлением средств производства свойственная капитализму анархия общественного производства сменяется плановой, сознательной организацией, а условия жизни людей, господствовавшие до сих пор над ними в виде чуждых, стихийных сил, поступают под контроль человека. [18]
Отныне становится возможным общественное производство по заранее обдуманному плану. Развитие производства делает анахронизмом дальнейшее существование различных общественных классов. В той же мере, в какой исчезает анархия общественного производства, отмирает политический авторитет государства. [19]
Пролетариат берет государственную власть и превращает средства производства прежде всего в государственную собственность. Соответственно смене форм собственности происходит изменение и в организации хозяйственной жизни. Раз общество возьмет во владение средства производства, то будет устранено товарное производство, а вместе с тем и господство продукта над производителями. Анархия внутри общественного производства заме - няется планомерной сознательной организацией ( Там же. [20]
Хотя капитализм даже в его империалистической стадии оказался в состоянии обеспечить дальнейшее развитие техники, ему неизбежно присущи внутренние противоречия, которые он не может преодолеть: современная техника восстает против оков капиталистических общественных отношений, которые налагают на нее всевозможные ограничения. В этом отношении капитализму противостоит быстрый рост производительных сил социализма - новой общественной формации, для которой он создал предпосылки. Социализм ликвидирует противоречия между общественным характером производства и частной формой присвоения продукта. Социализм не знает противоречий между быстрым развитием производства и ограниченными возможностями рынка, он не знает анархии общественного производства и конкурентной борьбы; вместо них выступает научное планирование развития всего народного хозяйства. Результатом этого являются бурные темпы роста, которые обеспечат победу социализма в мирном соревновании с капитализмом в ближайшие годы. [21]
Средства производства предназначены для индивидуального употребления и потому примитивно неуклюжи, мелки, с ничтожным действием. Лишь там, где сверх этого потребления оказывается излишек производства над непосредственным потреблением, этот излишек предназначается на продажу и поступает в обмен: следовательно, товарное производство находится лишь в процессе возникновения; но уже и в это время оно заключает в себе в зародыше анархию общественного производства. [22]
Средства производства предназначены для индивидуального употребления и потому примитивно неуклюжи, мелки, с ничтожным действием. Лишь там, где сверх этого потребления оказывается излишек производства над непосредственным потреблением, этот излишек предназначается на продажу и поступает в обмен: следовательно, товарное производство находится лишь в процессе возникновения; но уже и в это время оно заключает в себе в зародыше анархию общественного производства. [23]
Средства производства предназначены для индивидуального употребления и потому примитивно неуклюжи, мелки, е ничтожным действием. Лишь там, где сверх этого потребления оказывается излишек производства над непосредственным потреблением, этот излишек предназначается на продажу и поступает в обмен: следовательно, товарное производство находится лишь в процессе возникновения; но уже и в это время оно заключает в себе в зародыше анархию общественного производства. [24]
Пролетарская революция, разрешение противоречий: пролетариат берет общественную власть и обращает силой этой власти ускользающие из рук буржуазии общественные средства производства в собственность всего общества. Этим актом он освобождает средства производства от всего того, что до сих пор было им свойственно в качестве капитала, и дает полную свободу развитию их общественной природы. Отныне становится возможным общественное производство по заранее обдуманному плану. Развитие производства делает анахронизмом дальнейшее существование различных общественных классов. В той же мере, в какой исчезает анархия общественного производства, отмирает политический авторитет государства. Люди, ставшие, наконец, господами своего собственного общественного бытия, становятся вследствие этого господами природы, господами самих себя - свободными. [25]
В об-ве, разделенном на антагонистические классы, общественные отношения враждебно противостоят людям и господствуют над ними. Социалистическая революция уничтожает антагонизм классов и освобождает людей от социального гнета, С обобществлением средств производства свойственная капитализму анархия общественного производства сменяется плановой, сознательной организацией, а условия жизни людей, господствовавшие до сих пор над ними в виде чуждых, стихийных сил, поступают под контроль человека. [26]
Эти причинно-следственные связи образуют в своей совокупности закон неуклонного роста производительности труда. Сокращение затрат рабочего временя на производство продукции характерно для всех общественно-экономических формаций. Однако неуклонный рост производительности труда свойствен только социалистическому ( коммунистическому) обществу. При капитализме, где цель производства состоит в производстве и присвоении прибавочной стоимости, рост производительности труда не может иметь безусловного значения, не носит неуклонного характера. Повышение производительности труда в условиях капитализма, хотя и служит выражением развития производительных сил, роста технического строения капитала, подчинено увеличению прибавочной стоимости и имеет своим следствием усиление эксплуатации трудящихся. Рост производительности труда сдерживается здесь узкими границами расширения производства, незаинтересованностью трудящихся в общих результатах труда, противоречивым характером технического прогресса, анархией общественного производства. При социализме производительность труда повышается неуклонно и более высокими темпами по сравнению с капиталистическими странами. Коммунизм есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику, рабочих ( Ленин В. И. Поли. Господство общественной собственности на средства производства, коренное изменение характера труда обусловливают непосредственную заинтересованность работников в результатах производства. [27]