Cтраница 1
Диалектический взгляд на науку со всей четкостью проявился у Либиха в его главном труде по агрохимии. [1]
Глубоко правильный, диалектический взгляд Бутлерова на научную теорию позволял ему предвидеть широкое развитие своих взглядов в будущем и даже изменение их под влиянием накапливающихся новых фактов. [2]
В приведенных высказываниях Менделеев непосредственно приближается к диалектическому взгляду. [3]
Однако намеченные им элементы сравнительного метода в анатомии и палеонтологии объективно прокладывали дорогу диалектическому взгляду на мир. [4]
Соединение, связь атомов в молекуле, атомов водорода в сложном атоме есть их взаимодействие между собою, таков взгляд Менделеева, и это по сути дела глубоко диалектический взгляд. Указывая, что вся доступная нам природа образует некую систему, некую совокупную связь тел, Энгельс подчеркивал: В том обстоятельстве, что эти тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они воздействуют друг на друга, и это их взаимное воздействие друг на друга и есть именно движение [ 4, стр. [5]
В творческом методе Бутлерова были воплощены лучшие черты русского естествознания: материалистический подход к изучению действительности, умение глубоко анализировать общее состояние науки и наметить коренные проблемы, требующие своего разрешения в первую очередь; непримиримо враждебный всякому догматизму и застою и по существу своему диалектический взгляд на развитие самой науки, ее понятий и теорий; неразрывная связь теории и эксперимента, ясное понимание практического значения научных работ; умение подметить новое в науке и неустанная борьба со старым, становящимся тормозом для дальнейшего ее развития, принципиальая критика ошибок и непоследовательностей, с какими бы заслуженными именами и авторитетами они ни были связаны; упорная борьба за свои убеждения и одновременно - глубокая самокритичность, позволяющая освобождаться от собственных ошибок и избегать крайностей. [6]
Позднее диалектический взгляд на соотношение общего и отдельного был сформулирован Лениным, указавшим на то, что всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы. [7]
Бурдье направлена на преодоление односторонности и редукционизма рационализма и механицизма; объективизма и субъективизма. Предлагаемый им диалектический взгляд на мир, реализованный посредством ряда логически связанных концептов - habitus a, социального пространства, структур, практики, - имеет множество привлекательных сторон. Кроме того, он достаточно эффективно реализуется в эмпирических исследованиях. [8]
Ломоносова атомистические представления достигли уровня передовой химической гипотезы. В развитых Ломоносовым представлениях впервые отражается правильный, диалектический взгляд, который рассматривает материальный мир в непрерывном процессе развития, с определенной направленностью, ведущей к качественному усложнению форм движущейся материи. В Элементах математической химии Ломоносов говорит о том. Корпускулы разнородны, когда элементы их различны и соединены различным образом или в различном числе - от этого зависит все разнообразие тел. Смешанное тело есть то, которое состоит из двух или нескольких начал, так соединенных между собой, что каждая отдельная его корпускула имеет такое же отношение частей начал, как имеет и все смешанное тело. В этих положениях слово элемент, по современной терминологии, есть атом, корпускула - молекула, и начало - элемент. [9]
Бекетов придерживался материалистических взглядов. В ряде его работ мы встречаем элементы диалектического взгляда на мир. В одной из стоих речей он говорит [5]: Происходит бесконечное и непрерывное изменение в развитии мира, это - вещественная реальность. Эти же взгляды развивает он и в своем учебнике неорганической химии в 1875 году [13] При наблюдении окружающей нас природы ни от кого нг ускользает ее постоянное изменение, без этого не было бы ни развития, ни появления новых форм. Изменения эти, или иначе называемые явления, проявляются в вещественном мире. Такими словами начинает он свой курс неорганической химии. В лекциях по физической химии, подытоживая раздел, посвященный сохранению энергии, Бекетов говорит: Самый важный вывод этого учения есть тот, что движение не уничтожается и подобно материи только видоизменяется. Это учение, вполне разработанное с физической стороны, мало коснулось химического процесса, но мы можем тот же взгляд, как сейчас увидим, с успехом применить к химическому процессу [, стр. [10]
Если все явления рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником этого процесса признается присущая им внутренняя противоречивость, то такой подход называется диалектическим. Диалектика объективно присуща природе и обществу, а диалектический взгляд лишь более или менее точно отражает ее в теории. [11]
Рассмотрение ступеней ведет к процессуальному пониманию педагогического хода обучения. В результате этого мы получаем возможность подойти к диалектическому взгляду на педагогические процессы. Изучение ступеней педагогического процесса заставляет педагога конкретно рассматривать проблематику развития ребенка и подростка; оно ведет к широкой рефлексии целевых проектов н концепций процесса, свойственных данной ступени, к выработке критериев достижения целей ступеней и структуры методов воспитания и обучения на каждой ступени. [12]
Описанное выше впечатление, что существуют две противоположные тенденции в понимании интеллекта, в философском плане находит свое выражение в этом противопоставлении метафизического и диалектического взглядов на интеллект. Когда эта противоположность описана в таких общих терминах, кажется почти несомненным, что диалектический взгляд на интеллект наиболее адекватен действительности. Но как ни удивительно, столь метафизическое понятие, как IQ, прочно укоренилось в умах людей, и его все еще защищают в определенных областях психологии, занимающихся измерением интеллекта. [13]
Под влиянием идей революционных демократов - Белинского, Герцена, Добролюбова, Чернышевского-был воспринят критический подход к научным исследованиям, материалистическое учение и диалектический взгляд на явления природы. [14]
Роль Дальтона в энгельсовской оценке также получает новое освещение. Диалектика стихийно начала уже проникать в химию вместе с дальтоновской атомистикой, в то время как сам Дальтон продолжал мыслить по-старому и не отдавал себе отчета в том, что в его открытии заключается зародыш принципиально нового, диалектического взгляда на химическое вещество. Но как бы слабы ни были ростки новых представлений о природе, вызванные открытиями Дальтона, они, как и все новое, прогрессивное, были неодолимы в своем дальнейшем развитии; они привели к крушению тот метафизический взгляд на атомы, который разделял сам Дальтон. [15]