Cтраница 1
Экономическая деятельность государства является перспективно целенаправленной. [1]
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов. [2]
Программа [ program ] - в экономической деятельности государства запланированная последовательность мероприятий, направленных на достижение определенных народнохозяйственных целей; может включать несколько конкретных проектов, предусмотренных к осуществлению в разное время. [3]
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, одна из сфер экономической деятельности государства, компаний, предприятий, направленная на осуществление их экономических отношений с иностранными государствами или экономическими субъектами зарубежных стран, базирующаяся прежде всего на участии страны в международном разделении труда. [4]
В реализации экономической политики особое значение имеет экономическая деятельность государства. [5]
Другой же подход сводил государственно-монополистический капитализм главным образом к различным формам экономической деятельности государства. [6]
Конкретные исторические условия и особенности развития каждой страны накладывают свой отпечаток на характер и уровень экономической деятельности государства. Она меняется и по мере повышения степени зрелости господствующих ( системообразующих) производственных отношений. [7]
Особое внимание уделяется хозяйственному механизму рыночной экономики - принципам предпринимательства, формам хозяйствования, коммерческому расчету, рынку труда и ценных бумаг, налоговой системе, экономической деятельности государства. Многие экономические процессы рассматриваются и на микроэкономическом уровне, с учетом перехода нашей экономики к рынку и необходимости выхода ее из экономического кризиса. [8]
Нитти считает науку о финансах ветвью политэкономии, имеющей своей задачей изучение способов добывания и употребления материальных средств, необходимых для жизни государства и местных самоуправлений, т.е. изучающей экономическую деятельность государства и низших промежуточных коллективных органов, например общин, областей, департаментов, графств. Нитти расширяет предмет финансовой науки, включая в него не только государственные финансы, чем ограничивалась большая часть исследователей, но также и местные. Нитти не сводит его только к государственным доходам, а дополняет его учением о госрасходах, кредите и бюджете. [9]
Общественное благосостояние рассматривается в ней как цель экономической деятельности государства. В отличие от других индустриально развитых стран, социальные программы рассчитаны на охват всего населения, а не отдельных его групп. Очень высокий объем перераспределяемого через бюджет национального богатства ( 50 - 60 % ВВП) позволяет обеспечивать все социальные слои бесплатным или относительно дешевым государственным образованием и медицинским обслуживанием. [10]
Рынок сам по себе не способен решить эту проблему. В итоге мы получаем представление о хозяйственном механизме свободного предпринимательства. Выделяют два его ведущих звена - свободный рынок и государство. При этом смысл экономической деятельности государства состоит в том, чтобы дополнять рынок, решать те проблемы, перед которыми он пасует. Если без участия государства не обходится даже экономика свободной конкуренции, то тем более оно необходимо в современном рыночном хозяйстве. [11]
Исторически именно государство выступило гарантом становления и развития рыночной системы в западном обществе. Государство по характеру своей деятельности становится одновременно элементом рыночного устройства, и стабилизирующим фактором общественного развития вообще, ибо оно берет на себя все те функции, которые неподвластны рынку. Подобную роль государства нередко расценивают как его вмешательство в рыночную экономику. Действительно, если оно стремится в той или иной мере подменить рынок и конкуренцию, налицо реальное вмешательство. Но когда государство выступает лишь гарантом соблюдения правил игры в рыночной экономике, гарантом рынка и свободы конкуренции, оно органически вписывается в рыночные принципы поведения. Важно найти тот оптимум, который ограничивает экономическую деятельность государства рамками, позволяющими ему эффективно способствовать раскрытию всех преимуществ рыночной системы на разных этапах развития своей страны. [12]
Распространена в буржуазной, реформистской и праворевизионистской литературе. Своим идейно-теоретическим содержанием восходит: 1) к мелкобуржуазным утопиям второй четверти XIX в. Родбертус, Пру-дон); 2) к абстрактным моделям социалистического хозяйства 30 - х годов XX в. Важнейшей теоретической предпосылкой, лежащей в основе теории рыночного социализма, является отождествление рациональных пропорций производства и распределения с теми пропорциями, которые стихийно складываются под воздействием свободной игры спроса и предложения и неконтролируемых колебаний цен. При социализме она предполагает наличие рынков капитала и рабочей силы. Критерии рынка возводятся в ранг единственно возможных объективных критериев экономической деятельности. Для этой теории характерен атомистический подход в экономике, сводящий ее к сумме отдельных предприятий. Экономическая деятельность государства и роль центрального планового органа рассматриваются как чуждая социализму сила, подлежащая ограничению жесткими рамками. В результате государственная собственность на основные средства производства фигурирует в теории лишь как юридическая форма, лишенная реального экономического содержания. [13]