Cтраница 1
Агриколы, с одной стороны, герцогу, а с другой - гражданам города, которые издавна враждовали, делала его положение неустойчивым. Оно обострялось также и тем, что население г. Хемницы в основном было протестантским, а Мориц сначала стоял на стороне католицизма. [1]
Агриколы, который в своих трудах высмеивал существовавшие в то время взгляды, противоречившие, по его мнению, всякому опыту, будто не только горные породы, но и содержащиеся в них минералы созданы богом при сотворении мира такими, какими мы находим их сейчас, и что они не подвергались воздействию ни времени, ни сил природы. [2]
Агриколы, характеризуют автора как выдающегося технолога-металлурга, хорошо знакомого с химической стороной многих процессов опробования и обработки руд и выплавки металлов. [3]
Агриколы означает, по-видимому, не только селитру. [4]
Агриколы ( 1546 - 1550 годы) существовало мнение о растительном происхождении битумов и янтаря. [5]
Агриколы о вулканических процессах как процессах горения горючих ископаемых, разделявшиеся многими исследователями вплоть до XIX столетия, сложились у него под впечатлением подземных угольных пожаров, которые он наблюдал в детстве в Цвикау. Агрикола предполагал, что гореть должно другое вещество - нефть или битум. [6]
Агрикола подробно описывает различные события, которые имели место при землетрясениях как в его время, так и в древности, причем здесь иногда правда путается с вымыслом и сообщаются как реальные факты, так и исторические анекдоты и легенды. Например, приводятся случаи, когда во время землетрясений предметы якобы менялись своими местами. [7]
Агрикола возражает Аристотелю, который считал, что землетрясения происходят лишь в определенное время дня. Согласно Агриколе, такой закономерности установить отнюдь нельзя и прежде всего потому, что Солнце никакого влияния на внутреннее тепло Земли оказать не может. [8]
Агрикола, этот раздел написан частью по данным древних писателей, частью по собственным наблюдениям или рассказам заслуживающих доверия лиц. [9]
Агрикола подробно описывает осадки медных солей в старых штольнях, которые периодически извлекаются горняками и продаются. Он сообщает также о минералообразовании в карлс-бадских минеральных водах, где наблюдается большое количество малых камней с ячейками формы полукруга величиной с горох, которые происходят из горячих капель. [10]
Агрикола отмечает, что хризоколла находится в постоянном сродстве с горной синью. Они почти постоянно встречаются совместно, покрывая один и тот же металлическивй кусок; кажется, что эти минералы окружают друг друга. [11]
Агрикола среди многих минералов различал следующие: аури-пигмент, реальгар ( sandaraca), арсенопирит, самородное железо, магнетит, лимонит, гематит, пирит, марказит, кварц, агат, гипс, мрамор, асбест, слюда, флюорит, барит:, пегматит ( lapis Yudaicus), самородное серебро, аргентит ( argentum rude plumbei colons), красная серебряная руда - пираргирит и прустит, самородная медь, халькозин, халькопирит, азурит, хризоколла, малахит, пирит, галенит, свинцовые охры, сфалерит. [12]
Агрикола сообщает и минералогические признаки руд. Он указывает, что охристые выводы, особенно ржавые и черные, заслуживают первоочередного внимания, так как они могут указывать на близость руды. Особое значение он придает проявлению хризоколлы, горной сини и другим вторичным минералам меди. [13]
Агрикола сообщает, что уже Плиний старший говорит о вторичной природе россыпей, причем древние, зная, что золото оседает в тяжелых осадках, использовали это свойство в специальных устройствах для отмывки золота от пустых пород. [14]
Агрикола в своей книге О металлах ( De re metallica), изданной в 1556 г., описывает конструкцию водоподъемника с ручным приводом и маховиком, выполненным из металла, насаженным на рукоять. [15]