Cтраница 2
По нашему глубокому убеждению, роль государства в рыночной экономике должна пониматься не в кейнсиан-ском и тем более не в марксистском смысле. Государство должно активно влиять на институциональную среду путем целенаправленного процесса формирования и совершенствования функциональных экономических систем в экономике. [16]
Таким образом, затраты, требующиеся на покрытие трансакционных издержек, оказываются как бы лимитирующим факте ром экономического развития в России. Тем более что в страш не сформирована институциональная среда ( набор системообразующих формальных правил и норм, создающих рамки, в которых осуществляются производство, обмен и распределение), основной функцией которой являлась бы экономия трансакционных издержек. Существующие в России альтернативные рынку институты не в полной мере выполняют регулирующие функции, нередко служат интересам отдельных социально-экономических групп, что тормозит экономический процесс. [17]
В той мере, в какой организация обладает властью рынка, она обладает и властью над институциональной средой. [18]
![]() |
Организационная структура со многими подразделениями. [19] |
Подобная организация предоставляет очевидные преимущества децентрализации, что позволяет генеральной дирекции сконцентрироваться на одних лишь стратегических решениях, включая те, что ведут к изменению границ отделов. Этим порождается глубокое внимание к долговременным процессам в соединении с максимальной гибкостью, особенно важной в рамках быстро изменяющейся институциональной среды. Наконец, развитие внутреннего планирования значительно расширяет горизонт принятия решений. [20]
Самуэльсон писал в начале 60 - х гг. о том, что только когда цена благ равна предельным издержкам, экономика выжимает максимум возможного из наличных ограниченных ресурсов и технологических знаний. Поскольку предельным издержкам свойственна такая оптимальность, они могут быть с известной осторожностью использованы для выявления неэффективности в любой институциональной среде. [21]
Но оценка направления, безусловно, должна основываться на его сильных сторонах, реальных результатах, а не на слабостях. К таким результатам относятся: анализ оппортунистического поведения, объяснение многообразия контрактных форм и типов деловых организаций, исследование влияния правовых режимов на систему экономических стимулов, изучение взаимодействия организационных структур с институциональной средой, открытие принципиально нового класса издержек - трансакционных. Трансакционный доход помогает понять многие трудности переходного процесса, с которыми столкнулись постсоциалистические страны и которые оказались неожиданностью для ортодоксальных концепций. [22]
Сложность учета влияния этих факторов обусловлена тем, что организация имеет дело не просто с большим количеством организаций во внешней среде, но и должна учитывать связи между этими организациями, определять их границы, входы и выходы, правила игры на рынке или в институциональной среде, а также другие системные характеристики. Очевидно, что включение в ситуацию нового фактора ( организации, связи, нормы взаимодействия) приводит к изменению других факторов и ситуации в целом. [23]
Конкурентный рынок способствует достижению эффективности производства и оптимальному распределению экономических ресурсов. Принято различать конкуренцию совершенную и несовершенную, монополистическую, ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную. Условием для формирования конкуренции служат определенные предпосылки, создание необходимой институциональной среды. [24]
Толлисон дает краткое и одновременно весьма емкое определение поиска ренты. Бьюкенен так характеризует это явление: Термин поиск ренты создан для описания поведения в институциональной среде, где индивидуальные усилия максимизировать ценность порождают общественные потери, а не выгоду для общества. [25]
Из работы Познера следовали два принципиально важных вывода. Во-первых, было очевидно, что ранее потери от монополии существенно недооценивались. Во-вторых, и это главное, потери от монополии, возникающей вследствие государственного регулирования конкуренции как питательной институциональной среды для поиска ренты, превышают потери от частной монополии. Было установлено, что потери общества в регулируемом секторе американской экономики превышают потери от монополизации в нерегулируемом секторе, хотя последний по своим размерам значительно больше. [26]
Схема 5 иллюстрирует организационные и информационные аспекты содержания концепции менеджмента организации. В этой схеме особое внимание уделяется вопросам выбора управленческого решения и концептуальным корням этого выбора. В данной схеме проблемы власти и организационной иерархии в качестве внерыночных средств принятия решений занимают центральное место, так как лицо, принимающее решение, осуществляет не только размещение ресурсов организации в соответствии с индикаторами рынка, но также и выбор структуры, предназначенной утвердить власть, узаконить неравенство возможностей участников организации в принятии решений, обосновать правомочность контроля над участниками. Природа взаимоотношений между участниками организации в рамках власти и иерархии формирует каналы коммуникаций между этими участниками и между организацией и ее институциональной средой, особенно рынком. [27]
Культурные ценности группы - жизненно-важные и доминирующие ориентиры и идеи, на которых строится группа, к которым она стремится и реализует в своей деятельности. Например, культурными ценностями американской нации являются индивидуализм, достижения неформальность, равенство, прогресс, материализм. Материальная среда как компонента культуры включает экономическое развитие, географические характеристики, природные ресурсы, технологический и научный уровень, которым располагает общество или общественная группа. Институциональная среда как компонента культуры общественной группы включает правовую, политическую, деловую, религиозную, субкультурную составляющие. [28]
Вопрос исследования институтов не так прост. При традиционном неоклассическом подходе экономист рассматривает институты как данность. Они не входят в предмет экономической теории, но представляют собой объект изучения для историка. Однако возрастает число авторов, занимающих иную позицию. Рассматривая институты в качестве условий, необходимых для возникновения, существования и воспроизводства рынков, они полагают, что экономист должен эти условия изучать. Более радикальная позиция состоит в том, чтобы рассматривать экономические отношения с точки зрения тех глубоких изменений, которые производит в их структуре институциональная среда: невозможно предоставить одно, не анализируя другого. Говоря точнее, экономические институты понимаются здесь как механизмы - регуляторы экономических функций. [29]