Cтраница 4
Для всякого ясно, что, чем сильнее неудобство, которое дает первоначальный толчок для движения души, тем сильнее само движение, воспитание и творчество всегда трагичны, потому что исходят всегда из неудобства и неблагополучия, из дисгармонии. Биология не знает телеологии. Именно потому детство является естественной порой воспитания, что эта пора величайшего трагизма, дисгармонии и несоответ-ствования организма и среды. Музыка воспитания возникает из диссонанса, который она стремится разрешить. Чем мы становимся старше, чем приспособленнее и удобнее начинаем себя чувствовать в жизни, тем меньше остается в нас творческого духа и тем труднее поддаемся мы воспитанию. [46]
Обучение должно быть построено таким образом, чтобы в его процессе учащийся, получая знания, удивлялся и восхищался мудростью тех, кто принес людям эти знания, удивлялся и восхищался гармонией ( а там, где ее нет, удивлялся дисгармонии) вещей, с которыми его знакомят, чтобы он по существу оценивал смысл и значение приобретаемых знаний. [47]
Между тем следовало бы, наоборот, спросить: каким образом на основе капиталистического производства, где каждый работает за свой страх и риск и где особенный труд вынужден вместе с тем выражать себя как свою противоположность, как абстрактно всеобщий и в этой форме общественный труд, - каким образом на этой основе необходимые выравнивание и взаимосвязь различных сфер производства, установление соразмерности и пропорции между ними возможны иначе, чем путем постоянного уничтожения постоянной дисгармонии. [48]
Формируется в детском или юношеском возрасте. Дисгармония является постоянным врожденным свойством личности; в течение жизни она подвергается лишь незначительному изменению, усиливаясь или развиваясь в определенном направлении, но не достигая обычно степени выраженных психических расстройств. [49]
Если поместить в растительную группировку, создаваемую в парке или саду, растения, происходящие из резко отличающихся природных ландшафтов ( например, георгины-около суровых елей, белую березу - среди пальм), то эти растения будут казаться чужими, не гармонирующими друг с другом. Дисгармония здесь возникает оттого, что совместная группировка этих разнохарактерных растений противоречит сформировавшимся у нас представлениям о их природе. [50]