Cтраница 3
Объем правосубъектности юридического лица отличается от объема правосубъектности физического лица и государства. Юридическое лицо не может завещать свое имущество в отличие от физического лица, конфисковать имущество за правонарушение в отличие от государства. Но одновременно ни физическое лицо, ни государство не могут, например, открыть свой филиал в отличие от юридического лица. Таким образом, специфика правосубъектности юридического лица определяется его сущностью как субъекта гражданских правоотношений. [31]
Защита права собственности охватывается более широким понятием охрана отношений собственности. Охрана отношений собственности осуществляется при помощи гражданско-правовых норм, которые устанавливают: принадлежность материальных благ субъектам гражданских правоотношений и определяют степень их имущественного обособления; обеспечивают собственникам условия для реализации их прав в определенных пределах; устанавливают неблагоприятные последствия для лиц, нарушивших права собственников. Иными словами, охрана отношений собственности осуществляется при помощи закрепления в гражданско-правовых нормах пределов владения, пользования и распоряжения принадлежащим субъектам гражданских правоотношений имуществом и установления неблагоприятных последствий для лиц, нарушающих права собственников. [32]
Наконец, сделки, как один из видов юридических актов, должны быть отграничены от другого вида этих актов - от административных актов. Под ними понимаются акты органов государственного управления индивидуального значения и органов местного самоуправления. Как и сделки, административные акты направлены на то, чтобы вызвать определенные правовые последствия. По этому признаку сделки и административные акты могут быть объединены в одну группу - юридических актов. Но, во-первых, административный акт направлен не только и не столько на гражданско-правовой результат, сколько на то, чтобы вызвать прежде всего административно-правовые последствия. Например, распоряжение компетентного государственного органа о передаче здания, находящегося в оперативном управлении одного государственного учреждения, в управление другому порождает административное отношение между государственным органом и обязанным выполнить это распоряжение учреждением. Вместе с тем между соответствующими учреждениями возникают и гражданско-правовые отношения, так как первое из них обязано передать здание второму, а последнее приобретает право требовать такой передачи. Сделка не направлена на то, чтобы вызвать только гражданско-правовые последствия. Во-вторых, орган, от которого исходит соответствующий административный акт, обязательно является государственным органом или органом местного самоуправления. В этом качестве он не становится участником гражданского оборота и субъектом возникшего гражданского правоотношения. Наоборот, участники сделки в соответствии с ее условиями становятся субъектами конкретного гражданского правоотношения, вызванного данной сделкой. [33]
Наконец, сделки, как один из видов юридических актов, должны быть отграничены от другого вида этих актов - от административных актов. Под ними понимаются акты органов государственного управления индивидуального значения и органов местного самоуправления. Как и сделки, административные акты направлены на то, чтобы вызвать определенные правовые последствия. По этому признаку сделки и административные акты могут быть объединены в одну группу - юридических актов. Но, во-первых, административный акт направлен не только и не столько на гражданско-правовой результат, сколько на то, чтобы вызвать прежде всего административно-правовые последствия. Например, распоряжение компетентного государственного органа о передаче здания, находящегося в оперативном управлении одного государственного учреждения, в управление другому порождает административное отношение между государственным органом и обязанным выполнить это распоряжение учреждением. Вместе с тем между соответствующими учреждениями возникают и гражданско-правовые отношения, так как первое из них обязано передать здание второму, а последнее приобретает право требовать такой передачи. Сделка не направлена на то, чтобы вызвать только гражданско-правовые последствия. Во-вторых, орган, от которого исходит соответствующий административный акт, обязательно является государственным органом или органом местного самоуправления. В этом качестве он не становится участником гражданского оборота и субъектом возникшего гражданского правоотношения. Наоборот, участники сделки в соответствии с ее условиями становятся субъектами конкретного гражданского правоотношения, вызванного данной сделкой. [34]