Cтраница 1
Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. [1]
Сущность человека, ищуг его пути к счастью и не находящего их, отчуждается от него. Внутренний мир его раскалывается, раздваивается - человек абсолютизирует свою сущность и затем уже противопоставляет себе ее как нечто чуждое. [2]
Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений ( К. [3]
Сущность человека по есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений ( К. [4]
Сущность человека здесь, таким образом, предполагается в качестве существующей вещи, она есть высшее существо, она не есть Я, и святой Макс, вместо того чтобы сказать что-либо о сущности, ограничивается простым заявлением, что, мол, безразлично мыслю ли Я ее во Мне или вне Меня, в этом ли месте или же в другом. Что это безразличие по отношению к сущности вовсе не простая небрежность стиля, вытекает ужо из того, что он сам делает различие между существенным и несущественным и что у него может фигурировать даже благородная су ги нос тъ Эгоизма ( стр. [5]
Сущность человека здесь, таким образом, предполагается в качестве существующей вещи, она есть высшее существо, она не есть Я, и святой Макс, вместо того чтобы сказать что-либо о сущности, ограничивается простым заявлением, что, мол, безразлично мыслю ли Я ее во Мне или вне Меня, в этом ли месте или же в другом. [6]
Изначальной сущностью человека является творчество, или, что то же, - творчество в труде. Труд должен быть не само отчуждением, а самоутверждением человеческой личности. Слишком часто и даже почти для всех в истории труд был преимущественно средством для поддержания элементарного существования, а не проявлением творческих способностей человека. Труд должен быть не только и не столько средством к жизни, сколько ее сущностью, процессом, в котором человек полностью и всесторонне развивает свои склонности и задатки. Стимулом к труду должно быть не внешнее принуждение, в том числе и стремление к заработку, а прежде всего глубокая внутренняя потребность в творчестве. Если для какого-то отрезка исторического становления цивилизации характерно отношение к труду как к проклятию, участие в трудовой деятельности с отвращением, если от труда бегут ( по Марксу), как от чумы, то при разумной организации общества он может и должен стать первой потребностью личности, источником полнокровной жизни и счастья. [7]
Из амбивалентной сущности человека вытекает противоречивость общественного развития, особое социальное напряжение, накладывающее отпечаток на активность индивида. В этой связи Кант пишет: Средство, которым природа пользуется для того, чтобы осуществить развитие всех задатков людей, - это антагонизм их в обществе... [8]
Маркса, сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. [9]
Итак, сущность человека как биосоциального существа развивается под воздействием двух программ - генетической, создающей биологические основы жизни человека, и социальной, которая, опираясь на его биологические особенности, формирует его сознание. [10]
Поэтому понятия сущности человека и природы человека следует различать: понятие природы человека определяет, к какому миру - естественному или социальному - он принадлежит; понятие сущности человека выражает, что является специфическим для человека в отличие от остальных живых существ. Признание биосоциальной природы человека является методологическим основанием для его научного изучения, ибо в ней заложены зачатки и предпосылки добродетелей и пороков человека, положительных и отрицательных свойств его психики. [11]
Марксистское понимание сущности человека и человеческого общества возникло в рамках целостного марксистского миропонимания, развитого Карлом Марксом ( 1818 - 1883) и Фридрихом Энгельсом ( 1820 - 1895) в связи с их интересом к практике революционной борьбы рабочего класса. Марксизм представляет собой совокупность теорий, относящихся ко многим областям объективной действительности. Это, в частности, философское, социологическое, экономическое и другие учения. Все эти теории тесно взаимосвязаны и представляют собой единое целое, единое мировоззрение, которое с марксистской точки зрения является выражением социальных потребностей рабочего класса. [12]
В определенном аспекте сущность человека является совокупностью освоенных и добытых им знаний, причем структура знаний личности на теоретическом и эмпирическом уровнях складывается из идеологических знаний и ценностей, профессиональных знаний, неидеологических знаний и ценностей. Во внутренней структуре личности идеологические знания и ценности образуют основу профессиональных и неидеологических знаний, влияют на их использование личностью в повседневной деятельности. Так, идеалом казарменного коммунизма выступает элементарное удовлетворение физических потребностей. [13]
Духовные основы составляют сущность человека. В сфере духовной жизни осуществляется выбор идеалов, ценностей, целей и способов их достижения, осмысление жизни как духовного процесса и своего места в ней. Духовность, как основополагающая характеристика внутреннего мира человека, есть стремление его к высшим духовным ценностям ( Добру, Любви, Истине и Красоте), стремление к знанию и служению другим людям. [14]
Помимо подсунутой здесь сущности человека, несчастный Санчо вынужден превратить свободную деятельность - - что у коммунистов означает: вытекающее из свободного развития всей совокупности способностей творческое проявление жизни целостного субъекта ( выражаясь понятным для Штнрнера способом), - в бездушный труд, потому именно, что наш бер-лнисц замечает, что речь идет здесь не о тяжком труде мысли. А вместе с мещанскими буднями в коммунизм проникает, конечно, и мещанское воскресенье. [15]