Cтраница 1
Финансовое воздействие на размеры денежных доходов населения наиболее эффективно осуществляется через непосредственно налогообложение физических лиц. Начиная с 1990 г. в нашей стране применяется прогрессивная шкала подоходного налога. Прогрессия ставок строится с таким расчетом, чтобы предотвратить естественное для большей части граждан стремление к наращиванию своих доходов более быстрыми темпами по сравнению с ростом производительности труда и повышением его качественного уровня. Для успешной реализации этого принципа государство должно точно определить тот уровень дохода физических лиц, с которого начинает стартовать и нарастать прогрессия налоговых ставок. Нарушение этого правила грозит массовым уклонением от уплаты налогов, потерей заинтересованности населения в высоких результатах труда, снижением деловой активности. [1]
Финансовое воздействие на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. [2]
Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов. [3]
Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; в процессе финансирования расходов, осуществляемых из бюджета развития; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении размеров нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру. [4]
Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции ( выравнивание уровня социально-экономического развития территорий) актуальна для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов. Например, промышленный север и аграрный юг в Италии и Испании; территории, находящиеся за Полярным кругом и южнее его, в Норвегии, Швеции и Финляндии; восточные и западные земли Германии и т.п. В Российской Федерации одной из сложнейших проблем является дифференциация экономического потенциала различных регионов. [5]
Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот1 малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. Так, до середины 90 - х гг. российским налоговым законодательством в целях поддержки сельскохозяйственных производителей были предусмотрены более низкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров. [6]
Государство осуществляет финансовое воздействие на развитие экономики и через ценообразование. Например, в странах Европейского экономического сообщества закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются отнюдь не только рыночными методами, а зачастую директивно руководящими органами ЕС, расположенными в Брюсселе. Причем поддерживается достаточно высокий уровень цен, значительно превышающий фактическую себестоимость производства продукции. Этим достигаются две цели. [7]
Реальный механизм финансового воздействия на экономику проявляется не как единая, строго заданная система рычагов, а как динамичная, постоянно развивающаяся их совокупность, складывающаяся из отдельных компонентов, имеющих специфический характер влияния на народное хозяйство. [8]
Задача усиления кредитного и финансового воздействия на повышение эффективности использования оборотных средств диктует необходимость разработки типовых нормативов предельного уровня запасов, рассматривая их в качестве нормы эффективности использования оборотных средств. [9]
Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций. [10]
Распределение прибыли является активным рычагом финансового воздействия на экономические интересы участников производства. Новые условия хозяйствования предусматривают широкое использование нормативного метода распределения прибыли. Суть его заключается в том, что предприятиям на основе утвержденных в пятилетних планах заданий устанавливается стабильный норматив отчислений от прибыли, поступающих в их распоряжение для осуществления расширенного воспроизводства и экономического стимулирования. Однако указанные отчисления от прибыли в стабильной сумме производятся только при выполнении плана по прибыли. Это направлено на усиление экономической ответственности за результаты хозяйственно-финансовой деятельности, более рациональное использование ресурсов с целью достижения высоких конечных результатов. При нормативном методе распределения прибыли наряду с нормативом отчислений от прибыли в пользу предприятия в плане устанавливается гарантированная сумма отчислений от прибыли в бюджет. Это означает, что при невыполнении утвержденного плана по общей сумме прибыли платежи в бюджет вносятся в предусмотренных объемах. В этих условиях всякое недовыполнение заданий по прибыли отрицательно скажется на финансовом положении предприятия, которое будет вынуждено сокращать свои расходы. [11]
Ключевым вопросом в выборе стратегии являются финансовые воздействия. [12]
Очевидно, что когда неповторяющееся событие оказывает существенное финансовое воздействие, невозможно составить совершенно удовлетворительный финансовый отчет за соответствующий год, потому что ни включение, ни исключение соответствующих сумм не даст адекватного отражения ситуации. В любом случае сомнительно, что действительно толковое представление о способности получать прибыль или о внутренней стоимости может быть получено по данным за один-единственный год. С большей обстоятельностью этот вопрос рассмотрен в главе 29, где мы расскажем о роли статистических рядов. [13]
Для оживления экономической деятельности используются такие формы финансового воздействия, как субсидирование капитальных вложений в промышленность, субсидирование цен в виде льготных тарифов на электроэнергию и воду для отдельных районов, льготные условия кредитования - займы под низкий процент, долгосрочные займы, дотации по кредитам. [14]
Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. [15]