Cтраница 2
Рассмотрим влияние изменения числа М полета, режима работы двигателя и угла атаки ( скольжения) на работу нерегулируемого сверхзвукового воздухозаборника. Изучение особенностей работы нерегулируемых воздухозаборников на нерасчетных режимах позволит лучше понять, чем вызвана необходимость их регулирования и какие явления возможны при отказах системы регулирования. [16]
Схема дозвукового воздухозаборника. [17] |
Большинство современных гражданских и военных самолетов с ВРД имеют числа М полета, значительно большие единицы, и на них устанавливаются специальные сверхзвуковые воздухозаборники. Однако на пассажирских, военно-транспортных, а также ла некоторых боевых и учебно-тренировочных самолетах, имеющих - Mff l 0, находят применение также дозвуковые входные устройства. [18]
Физический смысл дополнительного сопротивления состоит в следующем. На тех режимах работы сверхзвукового воздухозаборника, на которых скачки уплотнения не фокусируются у передней кромки обечайки, а выходят во внешний поток, через скачки уплотнения проходит не только струя воздуха, входящая в двигатель, но и определенная масса воздуха, обтекающего двигатель снаружи. Поэтому в тех струйках воздуха, которые проходят через скачки уплотнения, но не попадают в воздухозаборник, а растекаются вокруг него, вследствие потерь на скачках происходит уменьшение количества движения, что и создает сопротивление движению. Оно получается тем более значительным, чем интенсивнее сами скачки уплотнения и чем большее количество воздуха подвергается сжатию и растекается вокруг обечайки. Именно по этой причине дополнительное сопротивление называют также сопротивлением растекания. [19]
Схема двигательной гондолы дозвукового самолета. [20] |
Она снижается особенно значительно при крутых внешних обводах воздухозаборника, приводящих к сильному искривлению струек тока и к появлению отрыва потока на его внешней поверхности, как это показано на рис. 8.5. При острых входных кромках ( дозвуковое обтекание сверхзвукового воздухозаборника) подсасывающая сила становится весьма незначительной. [21]
Зависимость яВх числа М полета. [22] |
Снижение явх ( вследствие уменьшения авх) приводит к уменьшению давления воздуха на входе в двигатель, что вызывает пропорциональное уменьшение расхода воздуха через двигатель. Но, ломимо этого, уменьшается степень расширения газа в двигателе и падает скорость его истечения, а следовательно, снижается удельная тяга и повышается удельный расход топлива. Отсюда ясна исключительно важная роль правильной организации торможения воздушного потока в сверхзвуковых воздухозаборниках. [23]