Cтраница 1
Эстетические воззрения Соловьева были органической частью его метафизики и в существенной мере определялись идеей богочеловеческого преображения действительности. [1]
В последние годы изданы книги: И. Орбели ( Армянский героический эпос 22, 1956; Басни средневековой Армении, 1956, на рус. Адамян ( Эстетические воззрения средневековой Армении, 1955, на рус. [2]
Отброшена негативная оценка византийской культуры как носительницы только лишь канонизированной церковности и консерватизма, выявлены ее прогрессивные черты. Отпала и другая предвзятая оценка византийской культуры - в первую очередь как хранительницы античных традиций, передаваемых другим народам; показано своеобразие философско-этических и эстетических воззрений византийского общества, оказавших влия-ние на духовную жизнь Древней Руси. [3]
Уже его ранние работы знаменовали новую фазу развития русской живописи: характеристики образов, полные лиризма и глубокой человечности, стали многогранными, выразительными, язык необыкновенно усложнился. Портреты 60 - х гг. еще полны рокайльных реминисценций. Рокотов создал некий портрет-тип, соответствующий гуманистическим представлениям о чести, достоинстве, душевном изяществе. Объемы созданы сложнейшей светотеневой лепкой, тонко сгармонизированными тонами. Модель почти не комментируется сложными атрибутами, антураж иногда вовсе отсутствует. Образ строится в определенном тональном ключе на непринужденном слиянии легких, тающих мазков. На рубеже 70 - 80 - х гг. под воздействием новых эстетических воззрений заметны новые качества рокотов-ской манеры. Открытость и прямота в лицах сменяется выражением непроницаемости, сдержанности душевных переживаний. Композиция становится наряднее, праздничнее. С 80 - х гг. можно говорить о рокотовском женском типе: гордо поднятая голова, удлиненный разрез чуть прищуренных глаз, рассеянная улыбка ( портрет В.Н. Суровцевой, кон. [4]