Возникновение - классы - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Прошу послать меня на курсы повышения зарплаты. Законы Мерфи (еще...)

Возникновение - классы

Cтраница 2


Обобщив весь доступный ему в то время фактический материал о первобытном обществе, Энгельс охарактеризовал его как общество бесклассовое, обрисовал процесс возникновения родовой структуры как особого этапа в истории человечества. Он доказал, что первоначально семейные и родовые отношения, воспроизводство самой жизни играли значительную роль в обществе, но по мере развития производительных сил, роста производительности труда эта роль постепенно уменьшалась и была окончательно утрачена с возникновением классов.  [16]

С возникновением классов первоочередную роль начинают играть политический и правовой авторитет государства, опирающийся на насилие и различные формы экономического принуждения, а также нравственный авторитет, отражающий интересы того или иного класса.  [17]

Теория праздного класса включает 14 глав. Основные положения книги изложены в первых восьми главах, а в остальных шести они раскрываются на примерах экономики, религии, образа жизни, нравственных ценностей, системы высшего образования, спорта. Часть глав посвящена истории возникновения праздных классов, усиления их господства, генезису их демонстративного расточительного потребления. В зтом нашел свое выражение характерный для Веблена конкретно-исторический подход к анализу социальных и экономических явлений. Но по существу, даже эти главы, как и вся книга, обращены к современной Веблену эпохе - началу империализма, когда, но определению В. И. Ленина, капитализм становится паразитическим, загнивающим, умирающим.  [18]

Буленвилье, он стали объяснять возникновение классов во Франции франкским завоеванием. Вторгшиеся в страну франки, победив галлов, превратили их в своих крепостных, а сами стали дворянством. Побежденные не могли смириться с поражением и вели борьбу за свое освобождение от чужеземного гнета.  [19]

Дюринг утверждает, что господство человека над человеком является предпосылкой господства человека над природой. Если этим он вообще хочет сказать лишь то, что весь наш современный экономический строй, достигнутая ныне ступень развития земледелия и промышленности, есть результат истории общества, развертывающейся в классовых противоположностях, в отношениях господства и порабощения, - то он говорит нечто такое, что со времени Коммунистического манифеста давно стало общим местом. Но дело именно в том, чтобы объяснить возникновение классов и отношений господства, и если у г-на Дюринга имеется для этого всегда про запас одно-единственное слово - насилие, то такое объяснение ни на шаг не подвигает нас вперед. Уже тот простой факт, что порабощенные и эксплуатируемые были во все времена гораздо многочисленнее поработителей и эксплуататоров и что, следовательно, действительная сила всегда была на стороне первых, - уже один этот факт достаточно показывает нелепость всей теории насилия. Значит, все еще проблема заключается в том, чтобы найти объяснение для отношений господства и порабощения.  [20]

Таким образом, у историков эпохи Реставрации были две трактовки и общественных классов, и классовых интересов, и классовой борьбы: социальная и расовая. У одних выступала на первый план одна, у других - иная. Но главное в том, что и в случае социальной трактовки классов и классовых интересов, такое объяснение возникновения классов делало появление феодальных имущественных отношений результатом сознательной деятельности группы людей.  [21]

Слова цивилизация, цивилизованный имеют много оттенков, однако главный их смысл - оккультуренный, развитый. Для общесоциологического понимания цивилизации этот смысл очень важен. Энгельсом определим цивилизацию как ступень развития человеческого сообщества, следующую за дикостью и варварством и характеризующуюся, в частности, возникновением классов, государства, частной собственности.  [22]

С первых шагов развития общества труд оказывается единым процессом, включающим мыслительную деятельность, связанную с отражением объективного мира, и физическую работу по преобразованию материальных объектов. С возникновением классов разделение труда теряет свой первоначальный естественный характер. Умственный труд превращается в привилегию господствующего класса.  [23]

Критикуя гегелевский идеализм, он показал, что субъективная диалектика, движение человеческого мышления является отражением объективной диалектики развития природы и общества. Энгельс раскрыл основные законы и систему категорий материалистической диалектики; разработал важнейшие проблемы теории познания и среди них вопросы о соотношении абсолютной и относительной истины, о практике как основе, источнике и критерии истинности знаний; наметил отправные идеи теории отражения, развитые впоследствии Лениным в стройное учение. С позиций материалистической диалектики Энгельс рассмотрел ряд фундаментальных проблем естественных и общественных наук - таких, как сущность, происхождение и развитие жизни, соотношение экономики и политики, роль насилия в истории, возникновение классов и государства, сущность морали и права как элементов надстройки, соотношение свободы и необходимости, происхождение и сущность религии и многие другие вопросы.  [24]

Он просто исходил из эмпирического факта деления общества на богатых и бедных. Но, как ни парадоксально это звучит, он создал одну из первых концепций возникновения общественных классов. Согласно Таунсенду, классы возникают в результате борьбы за существования и выживания сильнейших. Следующей, как мы уже видели, была концепция, объясняющая возникновение классов завоеванием. И первая, и вторая концепция генезиса классов могут сочетаться с рассмотренным в первой части взглядом на классовое деление общества как производное от деления людей на высшую и низшие расы, а могут и не сочетаться.  [25]

В работе Система социологии, в значит, мере компилятивной, О. Нельсона, Гумпловича и в особенности Прудона и Дюринга. Возникновение крупной земельной собственности, а также связанное с ним возникновение классов и гос-ва О. Примерно 5000 лет назад в связи с завоеванием неравенство проникло в тело человечества, и вся последующая история является попыткой справиться с этой болезнью ( Erlebtes, Erstrebtes, Erreichtes, В.  [26]

Здесь все племя разделено на два больших класса - кроки и кумите. Половые связи внутри каждого из этих классов строго запрещены, напротив, каждый мужчина одного класса уже от рождения является мужем каждой женщины другого класса, а последняя - его прирожденной женой. Не отдельные индивиды, а целые группы состоят в браке друг с другом, класс с классом. И следует отметить, что ни различие в возрасте, ни близкое кровное родство здесь никогда не служат препятствием для половых связей, а только ограничение, обусловленное разделением на два экзогамных класса. Для любого кроки каждая женщина кумите является по праву его женой; но так как его собственная дочь как дочь женщины кумите по материнскому праву также кумите, то она в силу этого от рождения является женой каждого кроки, а следовательно, и женой своего отца. Во всяком случае, организация классов в том виде, в каком мы ее знаем, не ставит этому никаких препятствий. Таким образом, или эта организация возникла в ту пору, когда, при всем смутном стремлении ограничить кровосмешение, люди не видели еще ничего особенно ужасного в половых связях между родителями и детьми - и в таком случае система классов возникла непосредственно из состояния неупорядоченных половых отношений - или же половая связь между родителями и детьми была уже воспрещена обычаем к моменту возникновения брачных классов, и в таком случае современное состояние указывает на существование перед тем кровнородственной семьи и представляет первый шаг к отказу от нее. Насколько мне известно, примеров брачных отношений между родителями и детьми в Австралии не приводится, а более поздняя форма экзогамии, род, основанный на материнском праве, так же, как правило, молчаливо предполагает запрещение таких отношений, как нечто уже существовавшее при его возникновении.  [27]

В работе Система социологии, в значит, мере компилятивной, О. Нельсона, Гумпловича и в особенности Прудона и Дюринга. Возникновение крупной земельной собственности, а также связанное с ним возникновение классов и гос-ва О. Примерно 5000 лет назад в связи с завоеванием неравенство проникло в тело человечества, и вся последующая история является попыткой справиться с этой болезнью ( Erlebtes, Erstrebtes, Erreichtes, В. Теории, объясняющие возникновение классов и гос-ва внутр.  [28]



Страницы:      1    2