Cтраница 3
Успех, достигнутый при изучении популяции благородного оленя - это далеко не общее правило: интерпретация статических таблиц выживания ( как и возрастных структур, по которым составляют эти таблицы) вообще-то чревата осложнениями; не следует питать особых надежд на то, что знание возрастной структуры сразу же приведет к пониманию динамики численности. Бывают, конечно, случаи, когда истолкование возрастной структуры популяции очень сильно облегчается благодаря наличию некоторых предварительных сведений; в таких случаях изучение возрастных структур, разумеется, вполне оправдано. Возраст отдельной акации можно было оценить по серии промеров: по выборке деревьев известного возраста были заранее получены несколько высокодостоверных соотношений между возрастом и линейными размерами. Ясно, что две изученные популяции ( рис. 4.14) сильно отличаются по возрастному составу. [31]
В учреждении о губерниях о незаконнорожденных ничего не было сказано; между тем благотворительность приказов, где позволяли средства, была распространена и на этих несчастных младенцев. Незаконнорожденные содержались и воспитывались в домах приказов, для них особенно устроенных, или раздавались по деревням в благонадежные семейства с платою от приказов. Дети воспитывались до известного возраста, а потом распределялись приказами сообразно правилам воспитательных домов. [32]
Миллионы людей обрекаются на длительную безработицу. Цвет рабочего класса обречен на муки бесцельного существования. Теряется квалификация, полученная годами упорной работы. Рабочие, достигшие известного возраста, лишаются надежды возвратиться к станкам. Подрастающее поколение рабочего класса не имеет доступа в производство. Новые высококвалифицированные кадры, подготовленные в учебных заведениях, не находят применения полученным знаниям. Безработица свирепствует и среди интеллигенции. [33]
Я полагаю, что вопрос в настоящее время достаточно уяснился. Бугаев понимает следующее, что лица известного возраста должны обладать известным уровнем образования. [34]
По вопросу о работе детей и подростков съезд постановил, чтобы работа детей моложе 15-летнего возраста была совершенно воспрещена. В погоне за прибылью капиталист не останавливается перед самой страшной эксплуатацией детского труда. До издания законов, ограничивающих детский труд, английские капиталисты, например, не гнушались заставлять 5 - 7-летних детей работать в копях по 12 часов в сутки. Легко понять, как отражалась такая работа на здоровье малюток и какие могли вырастать из них рабочие. В настоящее время работа детей ниже известного возраста почти везде запрещена, но самый возраст этот слишком низок. Так в России разрешается работа детей с 12-летнего возраста. Конгресс нашел, что только с 15 лет можно пускать рабочего на фабрику и что до этого времени он должен посещать школу. [35]
По интенсивности излучения Солнца было определено, что суммарная отдача им энергии равна 4 - Ю33 эрг / с. Предположим, что Солнце отдавало энергию с этой скоростью в течение У лет, прошедших с того момента, как началось его сжатие. Половина гравитационной потенциальной энергии Солнца перешла в кинетическую энергию составляющих его молекул ( согласно теореме о вириале), а другая половина - в энергию излучения. Результат, полученный для У, слишком мал, если сравнить его с известным возрастом Солнца 5 - 109 лет. [36]
Суждения, которые происходили по народ-лому образованию в предшествовавшие два заседания, касались собственно 6-го вопроса по программе, предложенного Ученым комитетом Министерства государственных имуществ, а именно: В какой форме и на каких основаниях желательно учреждение частных и земских сельских школ, какое содействие могло бы оказать этим школам правительство и какая система надзора и управления могла бы считаться для этих школ лучшею. До сих пор прямого ответа еще не было высказано собранием. Отделение ограничилось по сие время только обсуждением общих вопросов, касающихся народного образования, и сочувствие, которое возбуждает это дело, выразилось в нескольких постановлениях, касавшихся вообще средств для материального обеспечения сельских школ. В последнем заседании, когда речь шла об этих средствах, возбужден был между прочим вопрос об установлении даже специального налога на дело народного образования для пособия начальным народным училищам, налога, в котором участвовали бы все сословия государства, за исключением крестьянства, которое несет в настоящее время довольно большие тягости и которое предполагалось справедливым освободить от этого налога. Затем рассмотрен был вопрос об обязательности образования, причем выяснилось, что под этой обязательностью разумеется то, что все граждане государства к известному возрасту должны обладать известным запасом сведений. Большинством голосов вопрос этот также решен утвердительно. Наконец, в заключение, собрание остановилось на том, что элементарное народное образование должно быть бесплатным. [37]
Вероятно - писал Г. Г. Нейгауз - не все, знавшие Василия Павловича как замечательного ученого, знали его как музыканта, а он был им до мозга костей не только по своей одаренности, но и по неугасающему интересу, вечно живой любознательности, которые он проявлял до конца своих дней ко всему музыкальному. Он не только прекрасно читал с листа - качество, которым не обладают многие профессионалы, - но он любил и знал музыку, как это свойственно только человеку, рожденному в музыке... Он был живым свидетельством того, что человек, действительно одаренный, бывает одарен в самых разнообразных областях и может одинаково преуспевать в них. Я иногда думал: как жаль, что у нас мало музыковедов, одаренных таким инстинктом, такой прозорливостью, таким знанием и любовью к музыке, какой обладал Василий Павлович... К самоновейшей музыке вплоть до Мессиэна, Булеза, Веберна он проявлял больше интереса и понимания, чем большинство моих коллег ( в известном возрасте), может быть даже, чем я сам проявляю. [38]
Относительно того частного разноречия, которое теперь возникло между предложением г-на Шатилова и г-на Самарина, не может быть особенной речи и вопроса. В самом деле, и то и другое предложения в существе дела сходятся. Вначале, для того чтобы дело установилось более или менее прочно, желательно, чтобы каждый уезд завел некоторое количество школ. Что послужит, так сказать, средством для определения тех мер, где заведутся школы, это не важно. Я думаю, поэтому, нельзя ли было бы эти два, повидимому противоречивые, мнения свести на такое положение, что вначале, пока еще и средства общие не представят возможности, дать образование целой массе народа известного возраста, завести, по крайней мере, некоторое определенное количество школ на уезды, сообразно с их населением. [39]