Социальный факт - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Жизнь похожа на собачью упряжку. Если вы не вожак, картина никогда не меняется. Законы Мерфи (еще...)

Социальный факт

Cтраница 2


Правда, социальные факты сложнее, чем факты психические, но и последние в свою очередь бесконечно сложнее биологических и физико-химических фактов, и тем не менее сегодня уже не может быть речи о том, чтобы вывести жизнь сознания за пределы мира науки.  [16]

Так как данный социальный факт может считаться нормальным или ненормальным лишь по отношению к определенному социальному виду, то из всего сказанного следует, что известная ветвь социологии должна быть посвящена построению этих видов и их классификации.  [17]

Невозможность вывести некий социальный факт ( например, тот же факт существования класса интеллектуалов) из современных ему эмпирических условий и обстоятельств побуждает Конта апеллировать к необходимости более общего порядка - к неизбежному ходу развития общества, который снабдил вышеупомянутый факт естественным авторитетом, более веским, чем авторитет фактического существования условий, исключавших этот факт.  [18]

Следствием объективности социальных фактов является другая их характеристика - оказываемое ими на индивидов давление, принуждение последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов.  [19]

Это определение социального факта, как видно, весьма далеко от определения, служившего основанием остроумной системы Тарда. Мы должны заявить прежде всего, что наши исследования не дали нам возможности констатировать то преобладающее влияние, которое Тард приписывает подражанию в генезисе социальных фактов. Кроме того, из предшествующего определения, являющегося не теорией, а простым итогом данных непосредственных наблюдений, кажется, ясно вытекает, что подражание не только не всегда выражает, но даже никогда не выражает того, что составляет сущность и характерную особенность социальных фактов. Его способность распространяться - не причина, а следствие его социального характера.  [20]

В своем лозунге Социальные факты нужно рассматривать как вещи он призывал к использованию статистических методов измерения социальных фактов.  [21]

В гносеологическом плане социальные факты обретают смысл благодаря той или иной системе понятий, в которых мы описываем фрагменты социальной действительности. Как это ни парадоксально, научный факт есть определенный итог познавательного процесса, а не его начало.  [22]

Его знаменитое выражение социальные факты следует рассматривать как вещи выступает основным принципом методологии Дюркгейма. Следует пояснить здесь, что тезис Дюркгейма имеет методологический ( гносеологический), а не онтологический смысл, ибо он не утверждает н чтЫ социальные факты - э о вещи, а доказывает лишь то, что их необходимо изучать, как вещи.  [23]

Индивидуальные факты - социальные факты, индивидуальные представления - коллективные представления, индивидуальное сознание - коллективное сознание, светское - священное - таковы некоторые основные дихотомии социологии Дюркгейма.  [24]

Главное правило: Социальные факты нужно рассматривать как вещи, т.е. признавать их независимое от субъекта существование и исследовать их объективно, как исследуют свой предмет естественные ( позитивные) науки.  [25]

Поэтому наряду с понятием социальный факт употребляется выражение статистический факт, который можно определить как типические сводные числовые характеристики, основанные на специально организованном массовом наблюдении социальных явлений.  [26]

Положение, согласно которому социальные факты должны рассматриваться как вещи - положение, лежащее в самой основе нашего метода. То, что мы уподобляем реальность социального мира реальностям мира внешнего, нашли парадоксальным и возмутительным. Это значит глубоко заблуждаться относительно смысла и значения данного уподобления, цель которого - не низвести высшие формы бытия до уровня низших форм, но, наоборот, востребовать для первых уровня реальности, по крайней мере равного тому, который все признают за вторыми. На самом деле мы не утверждаем, что социальные факты - это материальные вещи; это вещи того же ранга, что и материальные вещи, хотя и на свой лад.  [27]

Основное правило: рассматривать социальные факты как вещи.  [28]

Дюркгейм предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически.  [29]

Как видим, одни социальные факты ( самоубийства) Дюркгейм объяснял при помощи других социальных фактов ( интеграция), не прибегая к психологическим или физическим причинам, например, расстройству памяти или росту человека.  [30]



Страницы:      1    2    3    4