Cтраница 1
Фретинг-коррозия, или коррозия при трении, образуется в сопряжениях металлических деталей при их вибрации или возвратно-поступательном перемещении с амплитудой от 10 до 200 мкм. При этом частицы металла окисляются, превращаются в твердый абразив, увеличивающий износ. Фретинг-коррозия наблюдается в подсту-пичных частях осей колесных пар, буксах, вкладышах коленчатых валов дизелей, в сопряжениях блока дизеля с втулками цилиндров. [1]
Схема проскальзывания контактных поверхностей напрессованной пары при циклическом изгибе. [2] |
При фретинг-коррозии скорость относительного перемещения контактирующих поверхностей мала по сравнению со скоростями при обычном трении скольжения. Малая амплитуда смещений затрудняет удаление продуктов износа из зоны контакта ( перемещение исчисляется в микронах) и процесс фретинг-коррозии отличается большой интенсивностью по сравнению с другими видами изнашивания поверхностей. В условиях фретинг-коррозив кислород усугубляет повреждения. Продуктами фретинг-коррозии металлов являются в основном их окислы. [3]
Механизм фретинг-коррозии представляет собой процесс периодического разрушения и последующего восстановления защитной окисной пленки в точках контакта, особенно на границе контактирующих поверхностей. Обычная смазка не устраняет процесса фретинг-коррозии. [4]
Специфика фретинг-коррозии, коррозионно-эрозионного разрушения, щелевой коррозии и электрокоррозии такова, что электрохимическая защита ( катодная защита) специально для предотвращения этих видов коррозии не применяется. [5]
В процессе фретинг-коррозии окислы в ряде случаев имеют более высокую твердость, чем материалы сопрягаемых деталей, что приводит к дополнительному абразивному износу. В работе Ивановой В. С., Одинга И. А. [1] указывается на наличие и большое значение электроэрозионных процессов в зоне сопряжений деталей. Однако влияние этих процессов на развитие коррозионных повреждений изучено еще недостаточно. На активность процессов фретинг-коррозии оказывает влияние большое количество разнообразных факторов, к которым прежде всего относятся природа сопрягаемых деталей, амплитуда колебаний ( вибраций), степень нагруже-ния, наличие кислорода и влажность среды, наличие смазки, ее характеристика и температурные условия. [6]
Повреждения поверхности фретинг-коррозией наблюдаются в муфтах шлицевых валов, соединительных тягах, в шариковых и роликовых подшипниках и других узлах машин. [7]
Показателем устойчивости к фретинг-коррозии обычно является потеря веса образцов. Помимо этого, замеряют максимальную глубину поражения ( путем послойного удаления металла), максимальную площадь коррозии, наблюдают за макро - и микроструктурными изменениями трущихся поверхностей, аналитически и рентгеноскопически исследуют продукты коррозии. [8]
Коррозия при трении ( фретинг-коррозия) наблюдается при одновременном действии коррозии и относительно небольших перемещениях деталей в контакте, вызванных вибрацией системы. При этом обычно взаимное перемещение деталей конструкцией не предусмотрено, а возникает вследствие недостаточной жесткости соединений, появления в них зазора. Перемещения деталей очень малы и представляют собой колебательный процесс с малой амплитудой. К таким системам относятся посадочные поверхности зубчатых колес, цепных колес, подшипников качения, деталей втулочно-роликовых цепей, жесткие, шарнирные и даже прессовые соединения. [9]
Коэффициент трения f подшипников с твердосмазоч-ными покрытиями в зависимости от давления.| Срок службы подшипников с твердосмаго. [10] |
Они эффективны в условиях фретинг-коррозии и очень высоких нагрузок, достигающих зна-чений предела текучести материала подложки. [11]
Схватывание как ведущий процесс при фретинг-коррозии встречается в прессовых, болтовых и других соединениях. [12]
Особый вид коррозии при трении, так называемая фретинг-коррозия, возникает на сопряженных и сильно нагруженных поверхностях машин и механизмов, подверженных вибрации или колебательному перемещению ( с очень малой амплитудой) относительно друг друга. Фретинг-коррозия связана с химическим окислением поверхностного слоя металла. В тех случаях, когда образующиеся продукты коррозии обладают повышенной твердостью, последние еще больше усиливают абразивный износ металла. [13]
Поверхность вала в зоне напрессовки, поврежденная фретинг-коррозией. [14]
Испытания образцов с целью определения влияния лаковых покрытий на скорость фретинг-коррозии и усталостную прочность производились на машине ВНИТИ ОМ-1, принципиальная схема которой показана на фиг. [15]