Социальная дистанция - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Единственный способ удержать бегущую лошадь - сделать на нее ставку. Законы Мерфи (еще...)

Социальная дистанция

Cтраница 3


Социальная и территориальная мобильность, изменения социально-экономического статуса, перемещения в культурном пространстве, столкновение с моральными нормами иного типа приводят личность к необходимости борьбы за выживание, в которой она может проходить через конкуренцию, конфликт, адаптацию вплоть до ассимиляции. Именно поэтому маргиналь-ность характеризуется стремлением к интеграции - желанием войти в группу, занимающую более высокий социальный статус, преодолеть значительную социальную дистанцию.  [31]

Априорно ясно, что базовые отношения - это такие психологические и лингвистические отношения, которые выражают взаимосвязь вербальных характеристик личности. Но вопрос о том, как, к примеру, связать тревожность с экстравертирован-ностью или с такой характеристикой личности, как проявление агрессивности, обратно пропорционально социальной дистанции, оставался открытым.  [32]

В стабильных социальных структурах статусная символизация может длительное время поддерживаться в устойчивом состоянии, оформляя постоянные градации между сословиями, рангами, ступенями бюрократической иерархии. В мобильном обществе происходит, с одной стороны, постепенное просачивание сверху вниз символов престижа, но с другой - вышестоящий класс вновь и вновь формирует символические барьеры, оформляющие социальную дистанцию между верхами, средними слоями и низами. Этот механизм целенаправленно используется бизнесом, работающим над повышением статусного сознания потребителей, всячески внедряя повышенный спрос на ритуальную культуру и ее демонстрируемые формы.  [33]

Что и говорить, встречаются иногда некомпетентные педагоги ( в своем деле мышей не ловят), которые, однако, умеют себя поставить, используя весьма тривиальные способы манипуляции. Авторитет подавления состоит в том, что руководитель демонстрирует свое превосходство в правах и возможностях и держит подчиненных в постоянном страхе за будущее; авторитет расстояния основывается на искусственных попытках увеличить социальную дистанцию между собой и подчиненными с целью затруднить критику и усилить свою власть ( с прежними друзьями переходят на официальный язык, становятся недоступными, загадочными); авторитет педантизма предполагает громоздкую систему условностей и мелочных традиций, причем их соблюдение становится главным во взаимоотношениях; авторитет резонерства достигается бесконечными поучениями и назиданиями даже тогда, когда всем ясна суть происшедшего. Для того чтобы его завоевать, руководителю не нужно прилагать больших нравственных усилий, заниматься моральным совершенствованием. Однако этот авторитет кратковременный.  [34]

Сорокин прежде всего подчеркивал невозможность совмещения или даже сравнения таких понятий, как геометрическое пространство и социальное пространство. По его утверждению, человек низшего сословия может физически соприкоснуться со знатным человеком, но это обстоятельство нисколько не уменьшит существующие между ними экономические, престижные или властные различия, т.е. не уменьшит существующую социальную дистанцию.  [35]

Теоретические позиции Вебера при этом имеют явно выраженную конфликтную направленность. Бендикс утверждает, что исходная позиция Вебера состоит в том, что всякое общество можно понять как состоящее из позитивно и негативно привилегированных статусных групп, которые озабочены прежде всего тем, чтобы сохранить в неизменности или упрочить влияние ныне сложившегося стиля жизни путем установления социальной дистанции и исключительности, с одной стороны, и монополизации экономических возможностей - с другой. Чтобы разобраться в стабильности и динамике какого-либо общества, мы должны попытаться понять усилия этих групп в их соотношении с идеями и ценностями, распространенными в обществе. Мы можем выбрать и другой путь исследования: найти для каждой данной идеи или ценности те статусные группы, материальный и идеальный образ жизни которых упрочивается благодаря этим ценностям и идеям.  [36]

Неденежным дарениям сопутствует потеря стоимости, или эффективности. Неденежные подарки от более дальних родственников получателя влекут за собой большую потерю стоимости, чем подарки от близких людей. Но чем большая социальная дистанция отделяет дарителя от получателя, тем более вероятно, что подарок будет сделан в денежной форме, которая позволяет избежать какой бы то ни было потери стоимости.  [37]

Было установлено, что, чем выше степень дифференциро-ванности представлений о раке, чем адекватнее эти представления, тем выше степень готовности к социальному контакту. Кощуг показало, что социальная дистанция с онкологическими больными определяется представлением о заразности онкологических заболеваний. Основной мотивировкой социальной дистанции с больными ИБС, перенесшими операцию АКШ, является, по материалам опроса, нежелание наносить вред здоровью больного. Но нередки откровенные признания, указывающие и другую сторону этого явления - признания в чувстве внутренней уверенности, что больной не в состоянии справиться с нагрузками и в нежелании брать его часть работы на себя, причем под нагрузками чаще понимаются нервные, чем физические. Очевидно, такое представление не случайно и связано с общепринятым пониманием природы сердечных заболеваний, их формирования в результате нервных перегрузок, эмоциональных стрессов. Однако анализ собранного материала показывает, что неизвестность широкому кругу людей операции аорто-коронарного шунтирования и ее последствий играет самостоятельную роль. Оказалось, что люди не могут сопоставить тяжесть состояния данной группы больных с другими известными им заболеваниями и определить степень тяжести их состояния. Результатом такого положения оказывается возникновение дезориентированности и сильной настороженности по отношению к больным ИБС, перенесшим операцию АКШ, при контакте с ними, тревога и опасения за последствия этого контакта. Важно отметить, что, как показал анализ результатов опроса, окружающие склонны приписывать свои собственные опасения больным, заранее предполагая, что у больных существует жуткий страх за свое здоровье.  [38]

Техника шкалирования для измерения социальной дистанции, изобретенная Э. С. Богардусом в 1930 - х годах, обычно применялась в изучении этнических отношений, отношений между социальными классами и социальными ценностями вообще. С помощью шкалы пытаются измерять степень симпатии, интимности, безразличия или враждебности респондентов к особым социальным взаимоотношениям, индицируя их согласие или несогласие с сериями суждений относительно различных социальных групп. Другие примеры техники шкалирования социальной дистанции включают социометрическое измерение, шкалы профессионального престижа, согласно которым респондентов просят оценить, например, социальную позицию выбора профессии.  [39]

Подобные шкалы называются кумулятивными. Так, кумулятивна известная шкала социальной дистанции Богардуса, содержащая семь признаков, отражающих различные степени социальной дистанции. Эти признаки могут быть следующим образом упорядочены ( речь идет об отношении респондента к человеку или социальной группе, дистанция до которой вычисляется): допущение человека в качестве родственника посредством брака, как личного друга, в качестве соседа, допущение равной работы, гражданства, допущение в страну только в качестве туриста. Кумулятивность шкалы представляется очевидной: относительно респондента, согласного принять кого-то в качестве соседа, можно почти наверняка сказать, что он согласится с тем, чтобы тот же человек имел одинаковые с ним работу, гражданство, или мог приехать в страну как турист.  [40]

Это вовсе не требует одобрения любого поступка. Но безучастное, безразличное отношение к человеку, подчеркивание социальной дистанции вызывают подозрительность и недоверие.  [41]

Подобные шкалы называются кумулятивными. Так, кумулятивна известная шкала социальной дистанции Богардуса, содержащая семь признаков, отражающих различные степени социальной дистанции. Эти признаки могут быть следующим образом упорядочены ( речь идет об отношении респондента к человеку или социальной группе, дистанция до которой вычисляется): допущение человека в качестве родственника посредством брака, как личного друга, в качестве соседа, допущение равной работы, гражданства, допущение в страну только в качестве туриста. Кумулятивность шкалы представляется очевидной: относительно респондента, согласного принять кого-то в качестве соседа, можно почти наверняка сказать, что он согласится с тем, чтобы тот же человек имел одинаковые с ним работу, гражданство, или мог приехать в страну как турист.  [42]

Взаимоотношения в первичном трудовом коллективе всегда представляют собой сложнейную систему взаимосвязей между отдельными подсистемами, блоками и конкретными видами отношений. При внедрении бригадной организации труда эта система еще более усложняется в связи с появлением в структуре взаимоотношений такой новой маргинальной позиции, как бригадир, который, с одной стороны, наделяется определенными управленческими функциями и полномочиями, а с другой - продолжает оставаться рабочим. Благодаря наличию промежуточного звена - бригадира - усложняются и изменяются взаимоотношения между рабочими и мастером, увеличивается социальная дистанция между ними, отношения начинают носить более опосредованный характер.  [43]

Взаимоотношения в первичном трудовом коллективе всегда представляют собой сложнейную систему взаимосвязей между отдельными подсистемами, блоками и конкретными видами отношений. При внедрении бригадной организации труда эта система еще более усложняется в связи с появлением в структуре взаимоотношений такой новой маргинальной позиции, как бригадир, который, с одной стороны, наделяется определенными управленческими функциями и полномочиями, а с другой - продолжает оставаться рабочим. Благодаря наличию промежуточного звена - бригадира - усложняются п изменяются взаимоотношения между рабочими и мастером, увеличивается социальная дистанция между ними, отношения начинают носить более опосредованный характер.  [44]

Часть больных откровенно признается, что причиной инвалидности является нежелание работать, если для этого имеется возможность. Можно предположить, что снижение побудительной силы мотива производственной деятельности, которое отмечается у данной группы больных, спровоцировано, по крайней мере, не только внутренними причинами - физическим нездоровьем, личностными и характерологическими особенностями, но и факторами внешнего порядка, определенными препятствиями социального плана. Правомерно на основе проведенного анализа выдвинуть предположение о негативном влиянии на процесс трудовой реабилитации больных ИБС, перенесших операцию АКШ, отвергающего и создающего социальную дистанцию отношения со стороны производственного окружения.  [45]



Страницы:      1    2    3    4