Философский вопрос - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Мало знать себе цену - надо еще пользоваться спросом. Законы Мерфи (еще...)

Философский вопрос

Cтраница 1


Философский вопрос о соотношении общего и индивидуального Менделеев пытается применить и к области общественной жизни; здесь он отвергает узкий индивидуализм, противопоставляя ему как основное то, что двигает массами.  [1]

Философский вопрос об отношении сознания к бытию: бытие определяет сознание. Сообразно с существованием двух классов и сознание вырабатывается двоякое: буржуазное и социалистическое. Положению пролетариата соответствует сознание социалистическое.  [2]

Философские вопросы теории видообразования и вида, Вестн. ЛГУ, 1954, № 10; Борьба К. А. Тимирязева против социального дарвинизма, Уч.  [3]

Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека. Известно, что практически-преобразовательная деятельность как специфическая форма человеческого отношения к миру с необходимостью предполагает в качестве своей предпосылки создание идеального плана этой реальной деятельности. Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, пронизано им, короче говоря, не существует человеческого бытия без сознания, независимого от тех или иных его форм. Другое дело, что реальное бытие человека, его взаимоотношения с окружающей социальной и природной действительностью выступают как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, механизмом вписывания человека в эту целостную систему бытия. В контексте человеческой деятельности как целостной системы сознание является ее необходимым условием, предпосылкой, элементом. Таким образом, если исходить из понимания человеческой реальности как целого, то вторичность человеческого сознания по отношению к человеческому бытию выступает как вторичность элемента по отношению к объемлющей его и включающей его в себя системе. Разрабатываемые сознанием идеальные планы деятельности, его программы и проекты предшествуют деятельности, но их осуществление обнажает новые незапрограммированные слои реальности, открывает новую фактуру бытия, которая выходит за пределы исходных установок сознания. В этом смысле бытие человека постоянно выходит за пределы сознания как идеального плана, программы действия, оказывается богаче содержания исходных представлений сознания. Вместе с тем это расширение бытийного горизонта осуществляется в деятельности, стимулируемой и направляемой сознанием. Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, то сознание выступает как свойство высокоорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ типов отношения живых существ к среде, в рамках которых в качестве их обслуживающих механизмов возникают соответствующие регуляторы поведения. Развитие последних предполагает формирование телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания - нервной системы и ее наиболее высокоорганизованного отдела - головного мозга. Однако определяющим фактором в развитии этих телесных органов является та реальная жизненная функция, на которую работают эти органы. Человек сознает при помощи мозга, но сознание - не функция мозга самого по себе, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром.  [4]

Оставим философские вопросы в стороне и рассмотрим пример. Расписание рейсов самолетов несомненно обладает регулярной структурой. Каждый включенный в расписание рейс имеет определенные характеристики, а именно: пункт отправления, пункт назначения, время вылета, время прибытия, номер рейса. Фрагмент расписания может быть представлен в виде таблицы.  [5]

Рассматривая философский вопрос о взаимоотношении практики и теории и отмечая воздействие практики на теорию, а теории на практику, мы приходим к представлению о приоритетности практики в одних отношениях и приоритетности теории ( или знания) в других отношениях.  [6]

Оставим философские вопросы в стороне и рассмотрим пример. Расписание рейсов самолетов несомненно обладает регулярной структурой. Каждый включенный в расписание рейс имеет определенные характеристики, а именно: пункт отправления, пункт назначения, время вылета, время прибытия, номер рейса. Фрагмент расписания может быть представлен в виде таблицы.  [7]

Спецкурс Философские вопросы химии представляет собой цикл лекций, читанных на протяжении ряда лет студентам и аспирантам Московского химико-технологического института им. Спецкурс не дублирует основной курс марксистско-ленинской философии, а, опираясь на него, рассматривает некоторые важнейшие философские вопросы химии.  [8]

В основном и главном философском вопросе - в вопросе о существовании реального внешнего мира - Макс Борн решительно выступил против позитивизма и привел против него немало оригинальных и глубоких доводов.  [9]

ИИ ставит философские вопросы, связанные с намерением, мышлением и пониманием. В упражнениях, разработанных для демонстрации неразличимости человека и машины и их функциональной эквивалентности ( например, тест Тюринга и задача Китайская комната), некоторые ученые усматривают упущение такого важного фактора как произвольность, которой обладает человек и не обладает машина.  [10]

Здесь возникает интересный философский вопрос, ставящий в центр внимания существенную трудность в соотношении между наукой и здравым смыслом. Предположим, что частице сообщен точно известный импульс и что ее положение точно измерено в некоторый момент времени. Предположим далее, что мы вычислили теперь точный путь, по которому должна была двигаться частица до того, как наблюдалось ее положение.  [11]

Михайловский не занимался подробно философскими вопросами и тем не менее нам надо начать с его теории познания, так как на нее опирается вся система его социологических взглядов, точнее, из нее вытекают методологические задачи и статус научной социологии.  [12]

Особенно важное значение имеют философские вопросы, возникшие в 20 в.  [13]

Все это уже собственно философские вопросы, заметно отличающиеся от тех, что обычно решаются учеными и практиками.  [14]

В области САПР существует некий философский вопрос, присущий всем автоматизированным системам: САПР и компьютер, на котором она функционирует, - это инструмент, а не искусственный интеллект, способный принимать решения.  [15]



Страницы:      1    2    3    4