Cтраница 3
РФ, обязавший все подведомственные учреждения активизировать эту работу в свете разработанной к этому времени Концепции сохранения и укрепления здоровья населения РФ и Концепции охраны здоровья населения РФ на период до 2005 г. Был создан Совет по гигиеническому обучению и воспитанию населения при Минздраве России, было предписано восстановить структуру служб гигиенического воспитания и медицинской профилактики на местах, наладить учет и отчетность в ведении профилактической работы, ввести в номенклатуру специальность Гигиеническое воспитание, а также должности врач и средний медработник по гигиеническому воспитанию, разработать показатели, характеризующие уровень гигиенической культуры и отношения населения к здоровому образу жизни и непосредственно к своему здоровью с целью создания системы слежения за этими показателями, модульные программы гигиенического обучения и воспитания населения и критерии оценки эффективности этой деятельности, а также учебные программы, методические и наглядные материалы для подготовки учителей здоровья в школах, высших и средних специальных учебных заведениях и многое другое. [31]
РФ, обязавший все подведомственные учреждения активизировать эту работу в свете разработанной к этому времени Концепции сохранения и укрепления здоровья населения РФ и Концепции охраны здоровья населения РФ на период до 2005 г. Был создан Совет по гигиеническому обучению и воспитанию населения при Минздраве России, было предписано восстановить структуру служб гигиенического воспитания и медицинской профилактики на местах, наладить учет и отчетность в ведении профилактической работы, ввести в номенклатуру специальность Гигиеническое воспитание, а также должности врач и средний медработник по гигиеническому воспитанию, разработать показатели, характеризующие уровень гигиенической культуры и отношения населения к здоровому образу жизни и непосредственно к своему здоровью с целью создания системы слежения за этими показателями, модульные программы гигиенического обучения и воспитания населения и критерии оценки эффективности этой деятельности, а также учебные программы, методические и наглядные материалы для подготовки учителей здоровья в школах, высших и средних специальных учебных заведениях и многое другое. [32]
Гигиеническое воспитание в этой связи рассматривается как один из видов деятельности по поддержанию здоровья, направленной на улучшение условий и ресурсов здоровья как на индивидуальном, так и на общественном уровне. В основу гигиенического воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни. [33]
И здесь средним медицинским работникам всех профилей ( медицинская сестра общего профиля, семейная медицинская сестра, медицинская сестра отделения профилактики и кабинета здорового ребенка детской поликлиники) принадлежит ведущая роль. Однако в условиях коренной перестройки всего дела гигиенического воспитания населения, обеспечения единой, политики профилактики заболеваний меняются подходы и к формированию ЗОЖ в работе медицинских сестер, которое из желательного раздела превращается в обязательный раздел работы. При этом речь идет не о дополнительной нагрузке, а об элементе лечебно-профилактической и профилактической работы, тесно увязанном с технологией деятельности среднего медработника. Пропаганда ЗОЖ должна не мешать работе, а повышать ее качественный уровень, не сводиться к формально проведенной беседе или вывешенному санбюл-летеню, а осуществляться с использованием всех доступных методов индивидуального воздействия, воздействия на группу и массовой коммуникации. Координировать эту работу на уровне среднего медицинского персонала призваны старшие и главные медицинские сестры поликлиник и больниц, планировать - заведующие отделениями, а обеспечивать технически и методически - работники центров медицинской профилактики и санэпиднадзора. [34]
Каждый из аспектов гигиенического воспитания связан с различными компонентами жизнедеятельности человека, имеющими непосредственное отношение к гигиенической культуре: просветительный и обучающий аспекты направлены на формирование системы знаний, умений и навыков, касающихся здоровья; собственно воспитательный - на формирование нормативно-ценностной системы убеждений, взглядов, мнений, позитивного в отношении здоровья поведения. Комплексное понятие, которое вкладывается специалистами в термин гигиеническое воспитание, соответствует значению слова воспитание в общелитературном языке, где оно означает целенаправленный процесс просвещения - распространения знаний и обучения - формирования системы знаний, умений и навыков, с одной стороны, и воспитание в узком смысле слова - формирование качеств и свойств характера, образа мыслей, поведенческих стереотипов - с другой. [35]
Поэтому уже с конца прошлого столетия ( за рубежом раньше) в связи с ростом общей и особенно неинфекционной заболеваемости ( болезнями цивилизации) была пересмотрена направленность всей системы санитарного просвещения и соответственно этому его организационная структура. Акцент просвещения, информации был перенесен на различные формы гигиенического воспитания. Термин гигиеническое воспитание означает комплексную просветительскую, обучающую и собственно воспитательную деятельность, направленную на формирование гигиенической культуры индивидов, социальных групп и общества в целом. [36]
Книжка диспансеризуемого дает возможность больному регистрировать отдельные параметры своего гигиенического поведения, что способствует закреплению в его сознании полученных гигиенических рекомендаций, врачу - контролировать их выполнение пациентом. В условиях диспансеризации эта форма санитарно-просветительной работы применяется также при гигиеническом воспитании лиц, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний. [37]
В училище воспитание гигиенических навыков сочетается с воспитанием характера, внутренней дисциплины, самообслуживания, вежливости и культуры, моральной устойчивости. Это пример для родителей, которые личной настойчивостью, разъяснением, словом тоже могут и должны уделять достаточное внимание гигиеническому воспитанию школьника. [38]
Получение медицинских знаний зависит от методов и средств гигиенического воспитания при индивидуальной, групповой и массовой работе. Следует отметить, что формы, методы и средства, применяемые ранее в санитарном просвещении, остаются востребованными в гигиеническом воспитании и в пропаганде здорового образа жизни. [39]
По смыслу Закона способствуют обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия научные исследования в этой области; меры по своевременному информированию населения и меры по гигиеническому воспитанию граждан, привлечение к ответственности за несоблюдение санитарного зак-ва и другие установленные законом мероприятия. [40]
Это прежде всего относится к больным, страдающим гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, бронхиальной астмой и некоторыми другими заболеваниями. Данные литературы свидетельствуют о том, что 50 % случаев необоснованных обращений за скорой медицинской помощью составляют вызовы к больным хроническими заболеваниями, которые переоценивают тяжесть своего состояния, не умеют обеспечить самопомощь и нарушают предписанное врачом лечение. Целенаправленное гигиеническое воспитание больных хроническими заболеваниями способствует снижению числа необоснованных обращений за скорой медицинской помощью. [41]
Поэтому уже с конца прошлого столетия ( за рубежом раньше) в связи с ростом общей и особенно неинфекционной заболеваемости ( болезнями цивилизации) была пересмотрена направленность всей системы санитарного просвещения и соответственно этому его организационная структура. Акцент просвещения, информации был перенесен на различные формы гигиенического воспитания. Термин гигиеническое воспитание означает комплексную просветительскую, обучающую и собственно воспитательную деятельность, направленную на формирование гигиенической культуры индивидов, социальных групп и общества в целом. [42]
Среди форм и средств, указанных по этому типу ситуаций, нет дискуссии, следовательно, действия медицинского работника, фигурирующего в задаче, оцениваются как неверные. С учетом признака готовности ( в данном случае у школьников есть знания, но нет правильных убеждений) ответ на задачу будет следующим: дискуссию в массовой аудитории ( 125 человек) проводить методически неверно. Основное направление гигиенического воспитания должно быть - убедить школьников не начинать курить ( бросить курить); рациональная форма: телепередача, научно-популярный фильм. Возможен другой вариант - разбить школьников на группы и провести дискуссии. [43]
Воспитание и обучение должны осуществляться систематически с учетом динамики физического и психического развития. Педагогический и медперсонал должны осуществлять работу по гигиеническому воспитанию систематически на протяжении всех лет воспитания и обучения ребенка. Вопросы обучения и воспитания должны отражаться в планах работы учреждений и в планах работы педагогов-воспцтателей. [44]
Обычно при решении задач приходится одновременно учитывать не один, а несколько признаков ситуации. Сочетание признаков образует типы ситуаций. Каждому типу ситуаций соответствуют присущие ему формы и средства гигиенического воспитания. [45]