Интеллектуальное воспитание - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Ничто не хорошо настолько, чтобы где-то не нашелся кто-то, кто это ненавидит. Законы Мерфи (еще...)

Интеллектуальное воспитание

Cтраница 1


Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.  [1]

В процессе интеллектуального воспитания одно из ведущих мест занимает изучение воздействия на студента цикла социально-экономических наук.  [2]

Другим аспектом отделения интеллектуального воспитания от всякой учебной деятельности, направленной на достижение конкретной цели, является изоляция друг от друга учебных предметов. В традиционных педагогических концепциях словосочетание учебный предмет означает некий объем материала, подлежащий изучению. Каждый из учебных предметов образует отдельную и независимую область знания, имеющую свои собственные принципы организации учебного материала. Одна такая область - история, другая - алгебра, третья - география и так далее. Материал отобран и систематизирован, и уму учащегося остается только вобрать, впитать все это. Подобные представления прекрасно согласуются с устоявшейся школьной практикой, в которой план работы на день, месяц или последующие годы состоит из предметов, совершенно отделенных друг от друга и как будто бы обладающих полной внутренней завершенностью, во всяком случае для педагогических целей.  [3]

Принципы обучения форме - это общие принципы интеллектуального воспитания со специальными отличиями обусловлены применением их к некоторым явлениям. Ученик должен быть заинтересован в работе, он должен внимательно следить за объяснениями и примерами, понимать и помнить указания, иметь возможность применить их и получить награду по выполнению работы; объяснения, пример и упражнения должны соответствовать естественным склонностям ученика и предыдущему опыту. Два из них зависят от того, что идея, которая должна быть воспринята, большей частью, касается сложного положения какой-нибудь части тела. Отсюда вытекает тот принцип, что пример обычно гораздо лучше правил, подражание более действительно, чем объяснение, а образование отвлеченных представлений редко бывает нужно или полезно. Требуется только конкретное мышление о данном частном предмете. Третье отличие зависит от того, что связь устанавливается между известными мускульными движениями и что поэтому самое существенное - это то, что ученик делает. Чтобы научиться держать в руках перо, нужно фактически держать его в руках.  [4]

Но гораздо больший материал, подтверждающий возможность подобной интенсификации интеллектуального воспитания дают различного рода самоучки из низов, которые в один-два года овладевают тем материалом, на усвоение которого тратят обычно 10 - 15 лет. Литературным образцом таких лиц может служить Мартин Идеи Дж. Таких Иденов немало хотя бы в нашей рабочей среде.  [5]

В работах М.А. Холодной, а также Э.Л. Щербакова [371] рассматриваются определения коэффициента интеллекта, интеллектуальной одаренности, интеллектуального воспитания, интеллектуальных способностей и др. Остановимся на тех из них, которые в дальнейшем будут существенно использованы и ( или) учтены.  [6]

Совершенно другие пути и средства нравственного воспитания раскрываются перед современной педагогикой. Сущность их сводится к утверждению конкретного, а не отвлеченного, действенно социального, а не пассивного индивидуального ( пример, питание, идея) характера этого воспитания. Но для автора школа - орудие почти исключительно интеллектуального воспитания и в согласии с этим основным взглядом он указывает чисто интеллектуальные пути, могущие дополнительно содействовать нравственному воспитанию ( отвлеченные понятия, идеи и пр. Следует все время помнить это основное различие во взглядах на школу автора и нашей педагогики. Для нас истина и долг, как стимулы реакций, не отвлеченные понятия, а всегда конкретные, хотя и очень сложные, части действительности.  [7]

Задача обучения состоит, стало быть, в нахождении материала, который вовлекал бы человека в конкретную деятельность, имеющую в его глазах цель ( большое значение, интерес), и заставлял его обращаться с вещами не как со спортивными снарядами, а как с условиями достижения цели. Лекарство от пороков доктрины формальной дисциплины, о которых говорилось выше, следует искать не в замене ее доктриной специализированной дисциплины, но в пересмотре представлений об уме и его развитии. Необходимо найти типичные виды деятельности, будь то игра или общественно полезный труд, результаты которых по-настоящему интересуют учеников и которые невозможно выполнять механически, без отбора материалов наблюдений и воспоминаний, - вот настоящее лекарство. Короче, ошибочность распространенных концепций интеллектуального воспитания коренится в том, что ум считается чем-то самодостаточным и готовым для прямого применения к предъявляемому материалу, а процесс изменения объектов, в котором участвует человек, направляющий эти изменения к желательным результатам и использующий для этого свои наблюдательность, воображение и память, - все это не учитывается.  [8]

История повторяется: следующая расшифровка сути разногласий химиков, если отбросить конкретные предметы спора, может быть успешно применена к более поздним этапам развития химии вплоть до наших дней. Некоторые ( правда теперь уже очень немногие) - продолжает Канниццаро - не находят еще достаточными многочисленные доказательства, приводимые против дуалистргаеской системы, и продолжают употреблять или атомные веса Берцелиу-са, или атомные веса Гмелина, называемые также эквивалентами. Затем, как кажется, и из тех, кто принял новую систему атомпых весов и формул, называемую унитарной в противоположность дуалистической, довольно многие сделали это, по-видимому, из чистой любезности ( per рига cornpiacenza) и, недостаточно исследовав солидность оснований, на которых покоится эти система, кичатся своим скептицизмом в оценке ее реального значения; напротив, другие, руководимые верой, доходящей до фанатизма, придают одинаковое значение не только существенным и побочным частям новой системы, но и всякого рода предположениям, которые берут в ней начало или же местами вклинены в нее. Последние же часто толкуют о вопросах, относящихся к молекулам, будто они осуществили на деле остроумный вымысел Лапласа, то есть построили микроскоп, с помощью которого можно видеть молекулы, наблюдать за их числом, формой и расположением атомов, входящих в их состав, а также определять направление и интенсивность их взаимодействия. Многие из таких вымыслов, когда они принимаются за то, чем являются на самом деле, то есть за более или менее вероятные гипотезы или же за ухищрения нашего разума, могут помочь и действительно помогли связать факты и при посредстве новых исследований направляют на тот путь, который так или иначе должен будет привести к настоящей теории химии; будучи же выдаваемы за доказанные истины, они портят интеллектуальное воспитание молодых исследователей и вызывают суровое порицание нового направления в химии [ 82, стр.  [9]

Образование триедино и включает в себя содержание, методы и администрирование. Из представления о том, что ум отдельного человека и мир вещей и людей составляют две различные и независимые области - теория, известная в философии как дуализм, - следует вывод: методы и содержание обучения являются разными сферами деятельности. Согласно этому представлению содержание обучения предстает как завершенная систематизированная классификация фактов и принципов мира природы и человека. Сфера же интересов методики - изучение способов, которыми это содержание может быть наилучшим образом представлено уму, чтобы запечатлеться в нем с максимачьной эффективностью, или тех путей, которыми можно извне заставить последний обратиться к данному содержанию, чтобы облегчить его освоение. И по крайней мере чисто теоретически можно было бы вывести из общей теории познания общую теорию методов учения безотносительно к тому содержанию обучения, к которому эти методы должны применяться. Поскольку никто из видных специалистов в различных разделах содержания образования знать не знает про подобные методы, такое положение дел провоцирует на резкие выпады, что, мол, педагогика, совершенно бессильна в вопросах интеллектуального воспитания. И отсюда делается вывод о том, что главное для учителя - это глубоко и детально знать свой предмет.  [10]



Страницы:      1