Cтраница 1
Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и в результате усвоения научных знаний закладываются основы научного мировоззрения. [1]
Руссо считал ведущей и на следующем этапе - умственного воспитания, которое, по его мнению, должно осуществляться без программ, расписаний и учебников. Ребенка следует ставить в такие условия, когда он постоянно задает вопросы, а воспитагель отвечает на них. [2]
Таким образом, сама природа души требует единства физического, эстетического, нравственного и умственного воспитания. По сути дела, им впервые дано обоснование необходимости гармоничного воспитания. [3]
Если бы даже школа ограничила свою деятельность одним умственным воспитанием и никогда бы не произносила ни одного слова о добродетели или пороке, о добре и зле, она бы все-таки имела нравственное значение в том же смысле, в каком всякий труд в каком-нибудь деле или в хозяйстве и всякая деятельность, не направленная на личную выгоду, имеет нравственное значение. [4]
Канницца-ро - заключается не только в сообщении их памяти известного числа положительных сведений, но еще и в содействии их здравому умственному воспитанию. [5]
Необходимо отметить, что не умерщвление плоти и система наказаний, а напряженная мыслительная деятельность воспитанников была у Нила Сорского источником нравственного и умственного воспитания. [6]
Здесь автором высказана часто проводимая им мысль, вполне согласная с теорией в практикой американской школы, но коренным образом расходящаяся с теоретическим взглядом на школу, положенным в основу вашей воспитательной системы. Современная педагогическая мысль в ее научных формах никогда не согласится признать, что школа существует, главным образом, для того, чтобы давать умственное воспитание. Напротив, идеалы целостного воспитания, служебное значение умственного воспитания, соединение его с деятельностью составляют исходные точки теории трудового воспитания. [7]
В первый период - от рождения ребенка до двух лет - он считал необходимым главное внимание уделять физичес - кому воспитанию; во второй - от 2 до 12 лет - воспитанию чувств; в третий - от 12 до 15 лет - умственному воспитанию; в четвертый - от 15 до 18 лет - нравственному воспитанию. [8]
Здесь автором высказана часто проводимая им мысль, вполне согласная с теорией в практикой американской школы, но коренным образом расходящаяся с теоретическим взглядом на школу, положенным в основу вашей воспитательной системы. Современная педагогическая мысль в ее научных формах никогда не согласится признать, что школа существует, главным образом, для того, чтобы давать умственное воспитание. Напротив, идеалы целостного воспитания, служебное значение умственного воспитания, соединение его с деятельностью составляют исходные точки теории трудового воспитания. [9]
Важное значение имели сформулированные в Инструкции положения о труде подростков. В то же время в противовес прудонистам, ратовавшим за то, чтобы не выпускать женщин и детей из сферы благотворного влияния домашнего очага, Маркс доказывал огромную роль, которую играет разумное приобщение к общественному производству детей и подростков в формировании деятельных членов общества. В Инструкции был обоснован принцип политехнизации образования, соединения умственного воспитания с физической подготовкой п техническим обучением. [10]
Важное значение имели сформулированные в Инструкции положения о труде подростков. Инструкция призывала рабочих всеми силами ограждать подрастающее поколение от разрушительного - в физическом и моральном отношении - действия современной капиталистгпескон системы. В то же время в противовес прудонистам, ратовавшим за то, чтобы не выпускать женщин и детей из сферы благотворного влияния домашнего очага, Маркс доказывал огромную роль, которую играет разумное приобщение к общественному производству детей и подростков в формировании деятельных членов общества. В Инструкции был обоснован принцип политехнизации образования, соединения умственного воспитания с физической подготовкой п техническим обучением. [11]
Для детей деятельного склада школы в прошлом были меньше всего приспособлены. Дети часто жаловались на то, что в школе делать нечего; мальчики, мало успевающие в школе, вне ее оказывались деловитыми и быстро научались ремеслу; учащиеся, не умевшие справляться со своими школьными занятиями, становились впоследствии выдающимися руководителями людей. Качества деятельности, сотрудничества и предводительства настолько важны, что учителю невозможно ими пренебрегать. И, хотя школа существует, главным образом, для того, чтобы давать умственное воспитание), из этого следует, что она может быть непригодной для тех учеников, которым природой предназначено не столько учиться, сколько действовать. Собирать образцы пищевых продуктов из лавки так же полезно, как изучать главные предметы производства; устроить экскурсию на какую-нибудь соседнюю фабрику столь же поучительно, как изучить историю изобретения машины, обрабатывающей хлопок. [12]
Нерасчлененные еще научные знания концентрировались в натурфилософских системах, в содержание которых вплетались и педагогические идеи. Его сочинения, дошедшие до нас во фрагментах, содержат ряд кардинальных педагогических идей. Каждый человек способен к обучению, познанию истины и совершенствованию: Всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными. Через органы чувств обучающийся вступает в контакт с объемлющим и приобретает рациональную способность. Критерий истины не в том, что узнают на опыте, а во всеобщем, которое следует научиться слушать и понимать и о котором следует уметь правильно говорить: Кто намерен говорить с умом, те должны крепко опираться на общее для всех... Таким образом, разум, а не чувства свидетельствует об истинности или ложности явления. Кто не владеет этим искусством, того нельзя считать образованным: Должно признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно. Цель умственного воспитания - познание замысла, которым все управляется посредством всего. Гераклит убеждает, что многознание уму не научает. Особенно важно овладеть способами усвоения и передачи знаний, так как природа любит таиться. Познание истины Гераклит сравнивает с добычей золота: Ищущие золото. Для этого необходимо быть не только усердным учеником, умеющим видеть и слышать всеобщее, но и обладать развитой душой. Интеллектуальное образование и нравственное воспитание у Гераклита - единый процесс: Глаза и уши - дурные свидетели для людей, если души у них варварские, и еще: Невежество лучше прятать, чем выставлять напоказ. Большое значение Гераклит придавал развитию способности самостоятельно мыслить, овладевать пониманием, учиться действовать сообразно природе. [13]
Нерасчлененные еще научные знания концентрировались в натурфилософских системах, в содержание которых вплетались и педагогические идеи. Его сочинения, дошедшие до нас во фрагментах, содержат ряд кардинальных педагогических идей. Каждый человек способен к обучению, познанию истины и совершенствованию: Всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными. Через органы чувств обучающийся вступает в контакт с объемлющим и приобретает рациональную способность. Критерий истины не в том, что узнают на опыте, а во всеобщем, которое следует научиться слушать и понимать и о котором следует уметь правильно говорить: Кто намерен говорить с умом, те должны крепко опираться на общее для всех... Таким образом, разум, а не чувства свидетельствует об истинности или ложности явления. Кто не владеет этим искусством, того нельзя считать образованным: Должно признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно. Цель умственного воспитания - познание замысла, которым все управляется посредством всего. Гераклит убеждает, что многознание уму не научает. Особенно важно овладеть способами усвоения и передачи знаний, так как природа любит таиться. Познание истины Гераклит сравнивает с добычей золота: Ищущие золото... Для этого необходимо быть не только усердным учеником, умеющим видеть и слышать всеобщее, но и обладать развитой душой. Интеллектуальное образование и нравственное воспитание у Гераклита - единый процесс: Глаза и уши - дурные свидетели для людей, если души у них варварские, и еще: Невежество лучше прятать, чем выставлять напоказ. Большое значение Гераклит придавал развитию способности самостоятельно мыслить, овладевать пониманием, учиться действовать сообразно природе. [14]