Cтраница 2
Таким образом, представления современной католической церкви о собственности и богатстве основываются на гуманистическом отрицании стяжательства и порождаемого ими социального антагонизма. Католичество, признавая доктрину естественного права, считало и считает частную собственность незыблемым и справедливым социально-экономическим институтом, но лишь в том случае, когда она является не самоцелью, а лишь средством саморазвития человека и инструментом достижения достойного уровня жизни. [16]
Они отрицают общие объективные законы общественного развития, сводят науку об обществе к описанию отдельных событий, отказываются от исследования причин реальных противоречий п социальных антагонизмов при капитализме. [17]
В развитых капиталистических странах, например, она, с одной стороны, ускоряет процесс обобществления экономики, с другой - под влиянием господства монополий приводит к социальному антагонизму в еще больших масштабах и с еще большей остротой, причем не только обостряются все прежние противоречия капитализма, но и порождаются новые, которых в начале XX в. Это - прежде всего противоречие между необычайными возможностями, открываемыми научно-технической революцией, и препятствиями, которые капитализм выдвигает на пути их использования в интересах всего общества, обращая большую часть открытий науки и огромные материальные ресурсы на военные цели, расточая национальные богатства. [18]
Научно-техническая революция, - записано в Документе международного Совещания коммунистических и рабочих партий 1969 г. - ускоряет процесс обобществ-ления экономики; в условиях господства монополий это ведет к воспроизводству социальных антагонизмов в еще больших масштабах и с еще большей остротой. [19]
Рост числа инженерно-технических работников, административного персонала, лиц, занятых в сфере обслуживания, вызванный к жизни потребностями производства и реализации продукции, используется буржуазными идеологами для того, чтобы объявить марксистское учение о классовой структуре и социальных антагонизмах капиталистического общества устаревшим. С этой целью они приписывают Марксу их крайне упрощенное понимание. На самом деле Маркс говорил, что реальное буржуазное общество отнюдь не состоит только из класса рабочих и класса промышленных капиталистов. За последние десятилетия число так называемых пролетариев в белых воротничках значительно возросло и составляет сейчас в высокоразвитых капиталистических странах не менее одной четверти всего населения, занятого в сфере промышленного производства. Работники этих категорий, так же как и собственно промышленный пролетариат, вынуждены продавать свою рабочую силу капиталистам и эксплуатируются ими; они точно так же подвергаются опасности быть выброшенными с предприятий и из контор во время спада производства и в результате внедрения автоматизации; их заработная плата часто ниже заработной платы квалифицированных рабочих. В силу этих причин они нередко выступают вместе с рабочими в едином строю против монополий, и в ходе этой борьбы постепенно преодолеваются усиленно культивируемые буржуазией перегородки между пролетариями, стоящими у станка, и работниками умственного труда. [20]
Рост числа инженерно-технических работников, административного персонала, лиц, занятых в сфере обслуживания, вызванный к жизни потребностями производства и реализации продукции, используется буржуазными идеологами для того, чтобы объявить - марксистское учение о классовой структуре п социальных антагонизмах капиталистического общества устаревшим. С этой целью они приписывают Марксу их крайне упрощенное понимание. На самом деле Маркс говорил о действительной структуре общества, которое отнюдь не состоит только из класса рабочих п класса промышленных капиталистов. За последние десятилетия число так называемых пролетариев в белых воротничках значительно возросло п составляет сейчас в высокоразвитых капиталистических странах около / 4 всего населения, занятого в сфере промышленного производства. [21]
Полностью подтверждена историческая правота учения Маркса - Ленина о том, что решение национального вопроса может быть найдено только на классовой основе. Вместе с социальными антагонизмами ушли в прошлое национальная рознь, все виды расового и национального неравноправия и угнетения. [22]
Полностью подтверждена историческая правота учения Маркса - Ленина о том, что решение национального вопроса может быть найдено только на классовой основе. Вместе с социальными антагонизмами ушли в прошлое национальная рознь, все виды расового и национального неравноправия п угнетения. [23]
Характер последних сказывается на направлении и целях использования сил природы. Стихийное развитие общественных отношений, социальные антагонизмы, как показывает история, способствуют появлению нежелательных, пагубных последствий в состоянии окружающей среды. Вывод таков - писал Маркс - что культура - если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... Классовые антагонизмы нередко приводят к тому, что практическое овладение силами природы, новыми природными ресурсами оборачивается новыми социальными бедствиями - г - войнами, порабощением целых народов, безработицей, нищетой, созданием все более мощных средств массового уничтожения людей и продуктов их труда. [24]
На деле же степень эксплуатации рабочего класса повышается, а основные выгоды от применения современных производительных сил достаются промышленно-финансовой олигархии. Все это приводит к усилению социальных антагонизмов, экономических затруднений главных капиталистических держав, к хроническому валютно-финансовому кризису, безработице, к обострению межимпериалистических противоречий. [25]
На дележе степень эксплуатации рабочего класса повышается, а основные выгоды от применения современных производительных сил достаются промышленно-финансовой олигархии. Все это приводит к усилению социальных антагонизмов, экономических затруднений главных капиталистических держав, к хроническому валютно-финансовому кризису, безработице, к обострению межимпериалистических противоречий. [26]
КОЛЛЕКТИВИЗМ - сущность свободных от социальных антагонизмов общественных отношений, в основе к-рых лежит превращение средств произ-ва в общее достояние трудящихся, обусловливающее общность их коренных интересов; принцип идеологии и морали, соответствующий этим отношениям. [27]
Консерватизм и утопизм такого плана устранения социальных антагонизмов очевидны. [28]
Как учит исторический опыт хозяйствования в условиях реального социализма, стоимость, деньги, ценообразование, кредит, прибыль, финансы нельзя игнорировать ни в теории, ни на практике. Товарное производство при социализме не заключает в себе социальных антагонизмов. Рабочая сила здесь не является товаром. Работник непосредственно соединен со средствами производства. Однако товар и деньги не перестают существовать и, следовательно, нет оснований для нигилизма в отношении необходимости использования товарно-денежных отношений. [29]
Согласно первому, максимальная эффективность общественного производства достигается благодаря предоставлению каждому из его участников неограниченной экономической свободы. Но такой организации экономики объективно присущи производственные кризисы и социальный антагонизм. [30]