Cтраница 1
Восприятие музыки оказывает, как мы видим, весьма благоприятное воздействие на психическое состояние рабочих. Значит, за этим должны последовать снижение их утомляемости и повышение работоспособности. [1]
Восприятие музыки в существенной степени зависит от специфики производственного процесса, тех требований, которые предъявляются выполняемой трудовой деятельностью к вниманию рабочего. Этот фактор является, конечно, решающим при ответе на вопрос о целесообразности функциональной музыки в том или ином цехе. Музыка, подобранная даже с учетом всех специфических требований, может отвлекать рабочего, мешая тем самым успешному выполнению производственного задания. В настоящее время как в Советском Союзе, так и за рубежом твердо установлено, что музыка применима и желательна при выполнении однообразной работы. [2]
Зал с повышенным звукопоглощением называется глухим для восприятия музыки. [3]
Кривые распределения динамических уровней вещательной передачи во времени. [4] |
Невидимому, требования наибольшей художественности и наименьшей утомляемости при восприятии музыки и ре и приводят к тому, что одинаковые отклонения громкости от некоторого среднего значения должны быть равновероятными и что вероятность весьма больших и весьма малых громкостей должна быть достаточно низкой В противном случае музыкальный или речевой материал был бы или чрезмерно и утомительно громким, или, наоборот, чрезмерно тихим и потому также утомительным для слушателя. [5]
Здесь, однако, затронут очень важный вопрос, касающийся особенностей восприятия музыки в условиях производственного шума. И надо сказать, что этот фактор может внести весьма существенные коррективы в наши планы по организации функциональной музыки. При более высоких уровнях шума музыка будет увеличивать шум, и применение ее становится возможным только при использовании наушников. Установлено также, что при уровне шума 60 - 80 дБ требования к акустической сети цеха должны быть особо высокими. И, наконец, в шумных цехах предъявляются повышенные требования к отбору музыкальных произведений. Здесь, например, хорошо слышны электромузыкальные инструменты, соло на кларнете, саксофоне, фортепьяно. [6]
Озвучение небольшого зала двумя громкоговорителями.| Система искусственной реверберации с использованием эхо-камеры. [7] |
С увеличением размеров зала картина меняется Громкоговорители, расположенные на большом расстоянии от зрителей, способствуют возникновению в зале реверберационного процесса, влияющего на разборчивость речи и восприятие музыки. Здесь уже необходимо учитывать основные принципы проектирования залов, изложенные в предыдущей главе. [8]
Во-первых, сам объект восприятия, музыка, - результат человеческой деятельности, который различается от эпохи к эпохе, от народа к народу и т.п. Во-вторых, и способность человека к восприятию музыки - результат его включения в сферу культуры, приобщения к миру культуры, общения с другими людьми. Таким образом, восприятие музыки отдельным индивидом - это подлинно человеческий процесс, возникший в ходе совместной деятельности людей и зависящий от многих предпосылок культурно-исторического опыта. [9]
Единственным мерилом делается приобщение к духу эпохи, к тем великим течениям, которые пронизывают мир. При этом чисто эстетическое и пассивное восприятие музыки революции, к которой страстно призывал русскую интеллигенцию Блок, когда писал: Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию, не может являться основой нравственного воспитания, ибо одно слушание революции не приводит к живому общению с ней, и призыв поэта, в применении к нашим действиям, должен звучать так, чтобы его смысл выражал требование не слушать, а самим делать музыку революции. [10]
Во-первых, сам объект восприятия, музыка, - результат человеческой деятельности, который различается от эпохи к эпохе, от народа к народу и т.п. Во-вторых, и способность человека к восприятию музыки - результат его включения в сферу культуры, приобщения к миру культуры, общения с другими людьми. Таким образом, восприятие музыки отдельным индивидом - это подлинно человеческий процесс, возникший в ходе совместной деятельности людей и зависящий от многих предпосылок культурно-исторического опыта. [11]
Время реверберации концертного зала зависит от того, пустой или заполнен слушателями. В одном оперном театре восприятие музыки ( акустическое качество зала) заметно ухудшилось вследствие изменения моды: женщины сменили пышную одежду на плотно облегающую и тем вызвали некоторое изменение времени реверберации в зале. Утверждают, что, измеряя время реверберации, можно установить, находятся ли в концертном зале мужчины или женщины, разумеется, если есть заметное различие в акустических свойствах их одежды и прически. [12]
Время реверберации концертного зала зависит от того, пуст ли он или заполнен слушателями. В одном оперном театре восприятие музыки ( акустическое качество зала) заметно ухудшилось вследствие изменения моды: женщины сменили пышную одежду на плотно облегающую и тем вызвали некоторое изменение времени реверберации в зале. Утверждают, что измеряя время реверберации, можно установить, находятся ли в концертном зале мужчины или женщины, разумеется, если есть заметное различие в акустических свойствах их одежды и прически. [13]
Участие правого или левого полушария в определенной работе мозга зависит от многих факторов, включенных в получаемую мозгом информацию. Это особенно наглядно проявляется при восприятии музыки. Дэвидсона, активируется правое полушарие. Если выключить правое полушарие, то, как обнаружили В. М. Мо-сидзе и его коллеги, люди вообще теряют способность петь, даже не могут повторить знакомую мелодию. Но знание мелодии, ее сложность ( мелодическая, ритмическая или гармоническая), требования задания ( немедленное или задержанное распознавание, простота или сложность аккордов), индивидуальное восприятие ( наличие музыкального образования, психоэмоциональное состояние, в котором находится испытуемый), могут изменить доминантность полушария. Так, по данным А. А. Крауклис, приятная музыка увеличивает полушарную асимметрию. Включение левого полушария наблюдается только в задачах, в которых необходимо распознавание аккордов, но отсутствует, когда тот же материал просто слушался или когда испытуемый получал инструкцию вспомнить и затем сказать только, какое число фортепьянных эпизодов было в оркестровой пьесе. [14]
Если бы опросы о желательности трансляции музыки были проведены в самом начале ее внедрения, то процент отрицательных ответов оказался бы, видимо, гораздо выше. Опыт показывает, что имеется ряд факторов ( связанных большей частью с характером музыкальных произведений и акустическим решением цеха), которые мешают восприятию музыки и могут быть устранены только в процессе трансляции. По мере устранения этих возмущающих воздействий существенно снижается количество рабочих с отрицательным отношением к производственной музыке. [15]