Cтраница 1
Сложность творческого восприятия художественного текста ( в отличие от театральных постановок и кинокартин) состоит в том, что читатель, идя от печатных букв, воспринимает его содержание силой собственного воображения, опираясь на личный жизненный опыт. Квалифицированный читатель при этом исходит из текста. Возникающие в его сознании образы соответствуют авторскому замыслу. Текст подсказывает внимательному читателю ориентиры, направляющие деятельность воображения. Их важно уметь отличать от образов, отражающих содержание литературного текста. [1]
По Минакову, процесс воспитания творческого восприятия фактов, понятий, гипотез, теорий данной науки ( он имел ввиду главным образом механику) должен идти по трем руслам, трем направлениям. [2]
Формирование у выпускников школы самостоятельного мышления, необходимого для развития творческого восприятия окружающего мира, справедливо рассматривается как одна из главных задач системы народного образования. В наше время уже практически начинает осуществляться организация процесса проблемного обучения школьников, которая позволит, как считают Н. Г. Алексеев и Э. Г. Юдин, резко улучшить формирование творческих способностей учащихся. Наиболее существенный момент здесь состоит в том, что выдвигается требование проведения в обучении исследовательского метода. Учащиеся должны не просто усваивать определенную совокупность готовых знаний, имеющих самое непосредственное отношение к основным наукам. Центр тяжести переносится на то, чтобы учащиеся были поставлены в такие условия, когда они под руководством учителя сами получают эти знания либо их существенные компоненты. В свою очередь, это предполагает такую организацию процесса обучения, при которой он выступает как процесс непрерывной постановки перед учащимися все новых и новых проблем, с постепенным их усложнением. Иными словами, структуру процесса обучения составляют проблемные ситуации. [3]
Ленин, необходимо терпеливо и обстоятельно, но отпугивая рабочих-социалистов, разъяснять им ошибочность реформистской идеологии и политики. Ленин обращал внимание братских партий па необходимость творческого восприятия опыта большевистской партии, уроков революции в России. Он подчеркивал, что коммунистам необходимо быть гибкими в своей тактике, владеть всеми формами и средствами борьбы. [4]
Чем этот факт надо объяснить - это вопрос еще чрезвычайно мало исследованный. Возможно, что мы имеем здесь дело просто с большей пластичностью и восприимчивостью юного мозга, нетронутая целина которого дает особенно обильные урожаи после первых распашек, а затем постепенно, по мере засорения мозгов разной школьной премудростью и тысячами приобретенных условных рефлексов, эта пластичность теряется, наша мозговая деятельность механизируется, мы привычно реагируем по раз заученному шаблону на все новые восприятия и все, что выигрываем в скорости и точности таких привычных реакций, теряем в способности творческого восприятия новых методов познания и приемов труда. Возможно, что к объяснению указанного закона надо еще привлечь и ряд других соображений из иных областей науки о человеке и человеческом обществе. Но факт остается фактом. [5]
Откуда он берется, в какой степени можно подменить его трудолюбием. Лектор подчеркивает, что творческое восприятие мира и собственной жизни не только доступно, но в юношеском возрасте свойственно каждому человеку. Он приводит слова немецкого ученого Эрнста Кречмана, утверждавшего, что всякий юноша между 15 и 20 годами имеет психологию потенциально одаренного человека. [6]
В учебнике кратко и в доступной форме описаны основные технологические процессы химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Рассмотрены теоретические основы процессов, освещены история и перспективы их развития. Отличительной особенностью учебника является изложение материала в плане проблемного обучения, что способствует творческому восприятию учащимися основных понятий общей химической технологии. [7]
Одевим из важнейших условий ее активизации является проблемное обучение в высшей школе. Однако это почти тривиальное положение достаточно часто остается на уровне неподкрапленных реальной деятельностью деклараций или неадекватных действий. Бее дело в том, что студенты зачастую оказываются неподготовленными к проблемному, следовательно, творческому восприятию науки. К сожалению, средняя школа, выпускники которой составляют подавляющее большинство студенчества, не уделяет этому должного внимания. В ней все еще царит категориче сксе, безапелляционное изложение знаний, по своей дидактической сути не менявшееся на протяжении многих десятков, а может быть, и сотен лет. [8]
Действительно, аналитическая химия находится на перекрестке различных наук, она использует и трансформирует для своих целей достижения различных областей знания. Крупное продвижение вперед в аналитической химии обычно становится фактом только при глубоком и целеустремленном ознакомлении со смежными разделами естествознания и техники, при творческом восприятии их успехов. Главное, что ищет аналитик у соседей - это зависимость каких-либо свойств раствора, газа, твердого тела от их состава, зависимость, которая может привести к разработке избирательного, чувствительного, относительно быстрого и простого метода анализа. [9]
Понятно, что установление эмоционально-психологического контакта - не самоцель. Его задача состоит в подготовке второго этапа - достижения рабочего контакта с аудиторией. Одним из эффективных приемов установления рабочего контакта является создание на лекции проблемной ситуации. В проблемной ситуации реализуются методическая и эвристическая функции: активизируется внимание слушателей, стимулируется их мыслительная работа, достигается творческое восприятие лекции. По-видимому, имеет смысл различать проблемную ситуацию в строгом смысле этого слова от искусственной проблемной ситуации, хотя функциональное назначение той и другой одинаково. Под проблемной ситуацией в строгом смысле слова мы понимаем ситуацию, которая явилась результатом рас крытия в лекции вопросов, имеющих действительно проблемную окраску и не получивших еще однозначного толкования в науке. Лектор как бы приглашает слушателей принять участие в дискуссии, анализирует различные точки зрения, с чем-то соглашается, против чего-то возражает, словом, пытается решит проблему. [10]
По мере вызревания отдельных сторон общественных отношений и специализации видов деятельности складывался новый, научно-рациональный способ расчленения и синтеза фактов действительности и их закрепления в осмысленные, логически стройные системы. Высшая форма социального управления информацией и ее передачи состоит в том, что задается не готовый образец для подражания и не команда для реализации, а расчлененная программа, рассчитанная на творческое восприятие. Индивидуальное сознание воспроизводит требования системы и выбирает вариант их реализации. Индивидуальные новшества, творческое поведение оказываются не только допустимыми, но и необходимыми для успешного функционирования системы в целом. [11]