Cтраница 1
Единственность осознанного восприятия представляется мне идущей вразрез с концепцией параллельного компьютера. С другой стороны, эта концепция может оказаться более подходящей в качестве модели бессознательной деятельности мозга. Различные независимые действия ( ходьба, застегивание пуговиц, дыхание и даже разговор) могут выполняться человеком одновременно и более менее автономно, причем он может не осознавать ни одно из них. [1]
Лейбница ( 1646 - 1716), введшего этот термин, - осознанное восприятие, в отличие от бессознательных перцепций; 3) трансцендентальная а. Канта ( см. кантианство) изначальнс единство сознания познающего субъекта, которое обусловливает единство опыта. [2]
Наиболее известные из тестов, основанных на использовании проективных методов, - чернильные пятна, Роршаха, тест тематической апперцепции ( осознанного восприятия) Маррея. Повторим, что для работы с использованием этих методов требуется непременное участие квалифицированного психолога. [3]
Под усвоением советская психологическая наука подразумевает е формирование набора поведения ( Скиннер) или запе-чатление структур в памяти ( Краудер), а такое осознанное восприятие, понимание и запоминание учебного материала в процессе познавательной деятельности, которое ведет к обобщению знаний и правильному их применению в различных условиях. [4]
Надежная правовая основа взаимодействия персонала и администрации, разработанная в процессе честных и открытых переговоров, является залогом спокойствия и стабильности коллектива, его осознанного восприятия интересов бизнеса и согласия с ними; учет персонала и отчетность перед вышестоящими и государственными органами трудоустройства и занятости. Эта деятельность направлена на балансировку и планирование развития рынка труда, на принятие своевременных мер для снижения негативных последствий от увольнения работников. [5]
Естественно, что надо не просто показывать кадр за кадром, необходимо останавливать внимание учащихся на наиболее существенных моментах, задавать вопросы, способствующие осознанному восприятию изображенного материала, контролировать его усвоение, побуждать к активной мыслительной деятельности. Целесообразно вопросы задавать в такой форме, чтобы на них можно было дать краткие ответы. Демонстрация диафильма или диапозитивов должна чередоваться с рассказом преподавателя. [6]
Во всяком случае, когда в систему поступает стимул, выполняется ряд анализов, и предполагается, что результаты этих, анализов образуют основу для осознанного восприятия стимула и в то же время формируют след стимула в эпизодической памяти. [7]
В этой книге я привел множество доводов, призванных показать несостоятельность точки зрения - как выясняется, одной из наиболее распространенных в современной философии - согласно которой наше мышление в основе своей идентично действию очень сложного компьютера. Когда в явном виде делается предположение о том, что простое выполнение алгоритма может привести к возникновению осознанного восприятия, то используется терминология концепции сильного ИИ Серла. В другие термины ( такие, как функционализм) подчас вкладывают более широкий смысл. [8]
Что нам нужно знать о законах природы, чтобы понять, какая роль в ней может быть отведена сознанию. Насколько важно представлять себе для этого принципы организации и взаимодействия, которым подчиняются элементы, составляющие тело и мозг. Если осознанное восприятие - всего лишь результат выполнения алгоритмов ( как нас пытаются убедить многие приверженцы ИИ), то вопрос о конкретном виде и действии этих принципов не имеет особого значения. Любое устройство, способное просчитать алгоритм, будет ничуть не хуже любого другого. Но, быть может, наше чувство осознания не сводится полностью к работе алгоритмов. И возможно, что детальное знание нашего внутреннего устройства и точных физических законов, управляющих той субстанцией, из которой мы состоим, может оказаться достаточно важным. Вероятно, нам понадобиться понять те фундаментальные физические свойства, которые лежат в основе самой природы вещества и определяют его поведение. Сегодня физика не достигла пока такого уровня, и ей предстоит еще раскрыть множество тайн и испытать немало глубоких озарений. [9]
Слушая, человек как бы проговаривает воспринятое. Возникающий зрительный образ вербализуется, а воспринимаемая речь визуализируется. Этот взаимопереход представляет один из механизмов осознанного восприятия. Осмысленность и осознанность восприятия зависят не только от того, как подан материал учителем, но и от того, какие ассоциации зрительных образов вызовет словесное объяснение и какие словесные обобщения возникнут при зрительном восприятии. Отсюда можно заключить, что методически правильное использование аудиовизуальных средств может оказать весьма существенное влияние на качество усвоения программного материала. [10]
Так светиться и радоваться успехам людей может истинно гуманный человек, который испытывает к ним глубокое уважение, нетерпимо относится к любой фальши, неискренности в общении. Гуманизм как нравственный принцип не сводится только к человеколюбию. Он богаче и глубже отражает спектр осознанного восприятия личного достоинства людей со всеми их сильными и слабыми качествами. Гуманист признает за каждым человеком право на свое мнение, поступок, личные склонности; он постоянен в своем стремлении быть полезным людям, дорожит их общением. [11]
Восприятие аудиовизуальной информации успешно осуществляется на основе взаимосвязи внешней и внутренней деятельности учителя и учащихся. Внешняя деятельность заключается в организации рабочего места для просмотра, записи вопросов по содержанию аудиовизуальной информации, подготовке дополнительного материала. Внутренняя деятельность заключается в мобилизации памяти, создании установок для осознанного восприятия поступающей информации. Правильно организованная работа учащихся на первом этапе позволяет создать оптимальные условия для следующего уровня восприятия. [12]
Я хочу вновь обратиться к вопросу, который проходит красной нитью через большую часть этой книги: действительно ли наши представления об окружающем мире, управляемом законами классической и квантовой физики в их современном понимании, адекватны для описания мозга и разума. Обычное квантовое описание нашего мозга определенно заходит в тупик, поскольку акт наблюдения считается важной составляющей правильной интерпретации общепринятой квантовой теории. Следует ли считать, что мозг наблюдает сам себя каждый раз при осознанном восприятии или возникновении мысли. Общепринятая теория не дает нам никаких указаний на то, каким образом квантовая механика могла бы принять это в расчет и, тем самым, как применить ее к мозгу в целом. Я попытался сформулировать вполне независимый от сознания критерий включения операции R ( одногравитонный критерий), и если нечто подобное удалось бы развить до полностью согласованной теории, то появилась бы возможность построения более ясного квантового описания мозга, чем существующее ныне. [13]
Для процесса же осознания внешнего раздражителя необходима определенная, минимум: в несколько мс, продолжительность нейрональной активности в коре. Более короткий по времени свето-цветовой стимул может вызвать активацию корковых нейронов и подкорковых образований, но пространственно-временные параметры этого возбуждения могут оказаться недостаточными для осознания стимула. Регулируя по времени длительность высвечивания коротких монохроматических импульсов, регистрируя особенности цветовосприятия испытуемым поля наблюдения, можно получить ценные данные, существенно расширяющие круг наших знаний о физиологии цветового зрения и особенностях функционирования центральной нервной системы человека. В частности, предложенный способ открывает возможность исследования предполагаемого рядом авторов [7, 8] специального нервного механизма, осуществляющего интеграцию нейронной активности подкорковых структур и различных участков коры больших полушарий, обеспечивающих фильтрацию сенсорных стимулов и осознанное восприятие. [14]
Его ожесточенная полемика с Ньютоном, который, по его мнению, являлся олицетворением чуждого ему взгляда на природу, говорит о том, что это был не просто изолированный спор между двумя исследователями по частным вопросам теории цвета. Гете является представителем того вида мировоззрения, которое можно поместить где-то около конца предложенного нами ряда ( составленного в соответствии с относительным значением субъекта), противоположного тому, где располагается мировоззрение точных наук. Но источником поэтической силы служит собственное переживание, независимо от того, является ли оно ясно осознанным восприятием чувственного стимула или же это - сильно выраженная идея связи. Каковы формально-логические и рациональные связи - это в мировоззрении такого одаренного или поистине благословенного свыше духа не играет никакой роли. Мир, как совокупность абстрактных представлений, только опосредованно связанных с жизненными переживаниями, совершенно чужд этому духу. Только то, что непосредственно дано субъекту, что доступно чувствам или по крайней мере может стать объектом переживания, - только это для него действительно и значимо. Таким образом, для современного читателя, который имеет возможность обозреть развитие точных методов за последующее столетие и определить достоинство и значение естественноисторических работ Гете по их результатам, эти работы предстанут как свидетельства богатого воображением ума, как выражение удивительного чувства проникновения в связи природы; но физические положения, содержащиеся в его работах, покажутся такому читателю чистыми заблуждениями и бесполезными выпадами, направленными против более могущественной силы, победа которой была предопределена уже в то время. [15]